СОБРАНИЕ ЦИТАТ СВЯТЫХ ОТЦОВ ПРОТИВ УЧЕНИЯ О БЛАГОДАТИ ВНЕ ЦЕРКВИ

«Евангелие Христово содержит в себе закон неба; земля с Евангелием Христовым стала школой, в которой люди учатся и готовятся к жизни в Царстве небесном. Поэтому в Церкви земля стала частью неба, между тем как небо стало достоянием земли. Поэтому в Церкви уравнены Ангелы и люди, и они составляют одно общество, один мир, одну жизнь. Для них действует одна и та же Истина, одна и также Правда, и Любовь, и Жизнь» (Прп. Иустин Попович. Толкование на Евангелие от Матфея.)

Есть ли благодать рукоположения у еретиков (вне канонической Церкви)? А если нет таковой, то не может быть и Таинств

Свт. Феофан Затворник: «Таинство Священства – верх Таинств благодатных, ибо без него остались бы недейственными и все другие Таинства, – и Церковь превратилась бы в безблагодатную.» (Письма к разным лицам)

Свт. Марк Эфесский так обращается к латинянам по поводу вставки «филиокве» в Символ веры: «Итак, запрещение (изменять Символ – А. Н.) относится к тексту, а не (только) к смыслу, как вы считаете. И, следовательно (поскольку вы нарушили это запрещение), ваши епископы и клирики уже – не епископы и не клирики, будучи низложены такими великими и древними Соборами, а миряне – подлежат анафеме и отлучению… Ибо прибавлять или изымать слова, это – дело еретиков, которые желают, благодаря сему, укрепить свою ересь». (Марк Ефесский, свт. Диалог, которого название «Латинянин», или о прибавлении в Символе // Амвросий, архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль, 1963, с. 181.)

«На основании сего (прещения) (2 Вселенского Собора вносить изменения в Символ веры – А. Н.) тем епископам и тем клирикам — быть несвященными и чуждыми данной им благодати, а мирянам — подлежать анафеме, т.е. отлучению от Бога». (Марк Ефесский, свт. Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции)

Прп. Иосиф Волоцкий: «Господь наш Иисус Христос сказал святым своим ученикам и апостолам «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22–23); и еще сказал: «Кого вы свяжете на земле, тот будет связан на небе; и кого разрешите на земле, тот будет разрешен на небе» (См. Мф. 18, 18). Видишь: связывают и разрешают, прощают грехи и удерживают Святым Духом. Без благодати Святого Духа никто из священников ничего не может сделать. Еретики же имели в себе нечистый дух сатанинский; как могут они связывать и разрешать на небе и на земле?» (Просветитель. Слово 12).

О том, что еретические Церкви отпали от Единой Церкви

Святитель Феофан Затворник: «Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение, – папа с своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры». (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 45)

«Римская церковь… так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви». (Собрание писем блаженныя памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад, 1913. С. 231, 232, 235)

«Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия». (Преподобный Амвросий Оптинский. Собрание писем… С. 234)

Св. Иоанн Кронштадский: «Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой… они явно идут против Христа и Его Церкви… не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа». (Живой колос с духовной нивы. С. 32–33

Свт. Нектарий Эгинский: Ни папистская, ни протестантская ереси не могутъ считаться Истинной Церковію Христовой. Первая стала плодомъ ряда нововведеній и проклятаго деспотизма (примата папы), изъ-за которыхъ и произошло отпаденіе отъ Православія. То же самое относится и къ протѣстантамъ, чьи безчисленныя нововведенія ведутъ ко всеобщей анархіи и хаосу. Только Православная Церковь сохраняетъ ученіе Христа безупречно и безъ единаго нововведенія. Только въ Святой Православной Церкви существуетъ единство. Единство, которое Спаситель просилъ у Отца: Отче Святый, сохрани ихъ во Имя Твое (Іоан. 17, 11).

О том, что католики вне Церкви

Важно помнить, что, как пишет преподобный Никодим Святогорец, «икономию, которую иногда использовали некоторые из Отцов, нельзя считать ни законом, ни примером». Т. е. она должна применяться только в самых крайних случаях, когда в этом есть явная необходимость.
Св. Симеон Солунский называет среди заблуждений католиков не только добавление в Символ веры «но и многое иное, введенное ими вопреки первоначальному обычаю Церкви» за то они «изгнаны прочь от Церкви»

Св. Нектарий, епископ Пентапольский: «Как говорят, что папа является главой Церкви, когда он изгнан из Западной Христовой Церкви… Это чрезмерная гордость папы, это стремление к монархии породило столько ересей». (Αγ. Νεκταρίου, Μελέτη ιστορική περί των αιτίων του Σχίσματος, Αθήναι 2002.)

Преподобный Паисий Величковский: «Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания». [Сочинения о знамении Честнаго, и Животворящаго Креста. Рк. БАМ. 13.1.24, гл. 11, л. 39, л. 88 об.]

«Уния есть отщепенство от святыя Восточныя Церкве: и соединение с прелюбодейцею да не реку церковью римскою. У нея есть прелесть диаволя: уловлющая невеждов в погибель» [В всечестному иерею отцу Иоанну о унеи кракое посланийце. — Преп. Паисий Величковский Полемические произведения поучения письма Русский Свято-Пантелеимонов на Святой Горе монастырь. 2009., стр.180].

Преподобный Лаврентий Черниговский: «Христос создал Одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, это не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».

Прп. Амвросий: «Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православной.»

Святитель Феофан Затворник: «Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение,– папа с своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры» и также :»Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами – потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением».

О том, что вне Православной Церкви нет благодати и Таинств

Преподобный Никодим Святогорец
«Между канонами не существует никакого противоречия… Между Апостольскими правилами, канонами святых отцов, определениями Вселенских и Поместных Соборов не может быть несогласий или нестроений – все они равны по своей значимости»… Второй Вселенский Собор «[Апостольский] канон соблюл отчасти, предлагая икономию, т. е. снисхождение… как меру пастырской целесообразности, а [Апостольское правило] как акривию – богословский критерий, который составляет каноническую практику Церкви… согласно которой вне Церкви нет ни таинств, ни спасения». (Pidalion. Свт. Никодим Святогорец. Афины: 1976, с. 52-53, 119).

Свт. Григорий Богослов: «Этот дар, как и податель его, Христос, называется многими и различными именами, и происходит это или от того, что он очень приятен для нас – обыкновенно питающий к чему-либо сильную любовь с удовольствием слышит и имена любимого – или от того, что многообразие заключающихся в нем благодеяний произвело у нас и наименования. Мы именуем его даром, благодатью, крещением, помазанием, просвещением, одеждой нетления, баней пакибытия, печатью – всем, что для нас досточестно» (Слово 40)

«Вне Церкви нет спасения, нет духа благодати». (Иоанн Кронштадтский, св. Мысли о Церкви и православном богослужении. С-Пб., 1905, с. 8).

«Благодать Св. Духа сообщается верующим уже не иначе, как чрез особые посредства, или таинства, по указанию Господа Духом Святым чрез апостолов учрежденные. И таинства сии вверены св. православной Церкви и суть В НЕЙ ЕДИНОЙ» Свт. Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни

Святой Иоанн обличает то самое мнение что благодать есть вне Церкви. «Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое и вверил это величайшее дело Своей благости, милосердия, правды и премудрости Своей святой Церкви. Дух святой, вошедший в мир и действующий в Церкви чрез священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; ВНЕ ЦЕРКВИ ЕЕ НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ» Св. Иоанн Кронштадтский, св. Мысли о Церкви и православном богослужении. С-Пб., 1905, с. 49.

У еретиков (вне канонической Церкви) нет Крещения

«Возрождения ищешь? Взыщи его в Святой Православной Церкви. Она, и только она породит тебя водой и Духом в Таинстве Святаго Крещения.» свт. Феофан Затворник

«Яко вси еретики различных еретических вер не имут права святого крещения, еже водою и Духом Святым. И того ради от всех еретических вер различных приходящих к православию христианского закона подобает совершенно крестити святым крещением… Так же как и Московское государство учинилося, и от того времени по се время того не бывало в Московском государстве, чтобы еретиков латынь и иных различных вер еретиков не крестили, кроме изверженного из святительства Игнатия Патриарха».(Цит. по: Иларион (Троицкий), свщмч. Единство Церкви и всемирная конференция христианства, с. 532.)

«Может ли человек спастись без Церкви? Нет, не может, ибо Церковь есть ризница Божьей благодати, без которой никто не может спастись, как не может жить рука, отсеченная от тела». Николай (Велимирович), свт. Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви // http://pagez.ru/olb/243.php.

Называет святитель Николай Сербский римо-католическое священство «диавольским священством». (Цит. по: Иустин (Попович), преп. Православная Церковь и экуменизм. М., 1997, с. 170.)

«Пусть Европа примет истинное крещение и обратится ко Христу». (Цит. по: Иустин (Попович), преп. Православная Церковь и экуменизм. М., 1997, с. 173.)

Свт. Августин о пустых формах: «32. Да не послушаем и тех, кто, пусть никого и не перекрещивая, откололся от [церковного] единства и предпочитает называться луциферианами, нежели кафоликами87 . Полагая же, что не должно повторять крещение Христово, они поступают правильно88 . По их мнению, таинство святой купели не существует нигде, кроме как в кафолической Церкви, но отсеченные ветви сохраняют форму, приобретенную ими на виноградной лозе прежде отсечения. Это те, о ком апостол говорит: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5). Ведь великая сила благочестия – мир и единство, ибо и Бог един. Они не имеют се, поскольку откололось от кафолической Церкви. Поэтому, если кто из них приходят к кафолической [Церкви], то не повторяют форму благочестия, которую имеют, но принимают силу благочестия, которой не имеют89 . Ибо и отсеченные ветви могут быть заново привиты, «если не пребудут в неверии», как ясно учит Апостол (см.: Рим.11:23)» (Свт. Августин. Единство Церкви. Заблуждение луцифериан).

«Старец рассказывал о следующем случае: «Как-то раз в скит пришёл священник. Увидев его, я не получил внутреннего извещения о том, что этот человек облечён Благодатью Священства. Беседуя с ним, я понял, что он католик, и строго сказал ему: «Надень католический капюшон и таком виде ходи по монастырям». Как я узнал впоследствии, этот человек по имени Бонифаций на самом деле был католическим священником. Чтобы обманывать православных, он менял облачения в соответствии с тем, к кому приходил: с греками одевался, как греческий монах, с русским духовенством, как русский батюшка.
Длинные волосы, борода и ряса не обманули старца. Божественная благодать изнутри извещала его о том, что пришедший, несмотря на свою священническую одежду, Благодати Священства не имел. «Не требоваше да кто свидетельствует о человецех: сам бо ведяше что бе в человеце». (Ин.2:25) («Житие старца паисия Святогорца» иеромонах Исаак, изд. «Святая гора» Москва, 2006 стр.181)

О том, что нет Причастия нигде кроме Православия

«Нужду имеешь и ищешь преискреннейшего общения с Господом? Иди в Святую Православную Церковь. Она и только она, дав тебе вкусить Тела и Крови Господа от жертвы Его, ею всегда приносимой, сделает, что ты будешь в Господе и Господь в тебе, по неложному Его обетованию.» (свт. Фееофан Затворник. Письма к разным лицам)

«Что сказать еще на вопросы: латинская церковь и другие вероисповедания могут ли называться Новым Израилем и ковчегом спасительным? И как разуметь о евхаристии настоящей римской церкви? Новым Израилем может называться только Церковь правоверующая, а поврежденная еретическими мудрованиями не может. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бо от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть вси от нас (1 Ин. 2, 19). И Павел говорит: един Господь, едина вера (Еф. 4, 5), то есть, едина вера истинная, а не всякое верование хорошо, как безрассудно думают отделившиеся от единой истинной Церкви, о которых святой апостол Иуда пишет: яко в последнее время будут ругатели, по своих похотех ходяще и нечестиих. Сии суть отделяюще себе (от единости веры и суть) телесни [душевни], духа не имуще (Иуд 1. 18, 19). Посему чуждые духа истины как назовутся Новым Израилем? Или как будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то и другое не может совершаться без благодати Святаго Духа». (Амвросий Оптинский, преп. Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви).

Прочтите статью:  Об отсутствии частичной благодати у еретиков - Архимандрит Рафаил (Карелин)
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top