Свт. Филарет Черниговский — Св. Мария-Богородица. Против несторианского учения о «Человекородице»

§ 184. 6) Св. Мария-Богородица

Другая догматическая мысль о Матери Христа Господа, состоящая в связи с мыслию о лице Христа Иисуса, касается именования ее Богородицей- θεότοχοτ.

Если Сын Божий, Бог истинный, в вочеловечении своем принял человеческое естество в единство Божеской своей личности: то преблагословенная Дева, родившая лицо божественное, или Бога воплотившегося, по всему праву есть Богородица. Последняя мысль есть самое строгое, самое верное последствие первой мысли. И лишь тот может отрицать справедливость именования Матери Христа Иисуса Богородицею, кто заражен еретическими мыслями о лице Христа Иисуса, не признает в Нем Бога истинного.

Чтобы не оставаться только с своими умозаключениями, рассмотрим те места писания, которыя самым близким образом касаются предмета нашего.

Се дева во чреве преимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказано: с нами Бог. Так говорил древний пророк (Ис. 7, 14.) и слова его, по указанию нового откровения, исполнились при рождении Христа Иисуса. Родит сына, которому принадлежит имя Еммануил-с нами Бог . Так как у пророка тоже лицо называется Богом крепким, Отцем вечности (Ис. 8.), то имя Еммануила означает не то только, что с нами Божия помощь, Божия благодать, но то, что с нами истинный Бог, или рождается воплощающийся Бог . Итак не буквально ли пророк выражает то, что Матерь Мессии есть рождающая Бога – Богородица?

Праведная Елисавета при встрече с благословенною Девою исполняется Духа Св. и говорит: откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне (Лук. 1, 43.)? Без объяснения видно, что Елисавета называет св. Деву Материю Господа, или что тоже, Материю Бога. И это было, тогда, как Матерь Дева еще носила в утробе младенца Иисуса. Это было, как прямо говорит евангелист, по вдохновению Духа Св. и след. не по простому размышлению, или не по простому восторгу чувства Елисаветы. Она говорит то, чему научил ее Дух св. Итак имя Богородицы есть имя Боговдохновенное; имя Богородицы есть точное имя Матери Иисусовой, так как еще во чреве ее Сын ея есть Господь Бог .

Апостол говорит: от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословенный во веки (Рим. 9, 5). Посла Бог Сына Своего, рождаемаго от жены (Гал. 4,4).-По этим словам Христос, произшедший по плоти от иудеев, рожденный от жены есть Сын Божий, Бог благословенный во веки. И потому жена, от которой родился Христос, родила Сына Божия, Бога благословенного, – и след. в точном смысле есть Богородица. Заметим еще, что апостол, не сказал: рождаемого чрез жену (διαγιναιϗος), но от жены, чем выразил, то, что Сын Божий действительно родился по плоти от жены и еще во чреве благословенной принял человеческое естество в ведение своей Божеской личности. След. апостол с особенной точностью внушает мысль о Матери Христа Иисуса, как об истинной Богоматери.

§ 186. б) Со времени Нестория до реформации

В пятом веке явился Несторий с новым учением о лице Иисуса Христа. Он учил, что Мария не должна быть называема θεοτοχος, а только Χριςοτοχος;. так как родила человека-орудие божества, а не Бога; он указывал в Иисусе Христе совмещение двух естеств только временное и внешнее (σοναθέια σχετηχή); воплощение было для него только обитанием (ένοίκησις) слова в человечестве, Христос только θεόφορος, κτήτωρ θεότητος(1). Вселенский собор ефесский в 431 году осудил Нестория и, сообразно с словами символа никейского: «верую в воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшагося», – подтвердил исповедывать слово Божие естественно соединившимся при самом рождении от Девы со всецелым человечеством и Марию Деву именовать Богородицею (2).

__
1) Нестории Sermo 1. de incarn. § 6. Adv. Arium et Macеdon. Sermo 3.-Кирилл александр. ep. ad Clerum Constant. § 8,
2) Kyrill alexandr. anathem. 1. 2 epist. ad E. Iohan. ap. Mansi, t- V. p. 303.-Но никто из учителей церкви ни теперь, ни в спорах с Евтихием, не учил, что Дева Мария из чрева матери своей явилась безгрешною.- Напротив блаж. Фульгенций епископ писал: Саrо qvippe Маriee, qvee in iniqvitatibus fuerat humana solemnitate concepta, caro fuit peccati, qvae Filium Dei genuit in similitudine carnis peccati. De incarn. ei. grat. $6.

Источник: святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) Православное догматическое богословие. Том 2

Прочтите статью:  О несоответствии нынешнего отношения несториан к иконам с преданием Церкви Востока - Еп. Софония Сокольский
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top