Биджамов А.С. Столкновение традиционного и нового религиозного сознания в богословии XX века — архиепископ Никон (Рождественский) и А. В. Карташёв

Аннотация
Распространённость церковно-исторических работ А. В. Карташёва, а также его участие в движении «нового религиозного сознания» делает актуальной необходимость подробного рассмотрения его воззрений и их классификации. В нашей статье представлено сравнение двух направлений богословской мысли, А. В. Карташёва и архиеп. Никона (Рождественского). В работах А. В. Карташёва можно увидеть его приверженность модернистской богословской мысли, отличной от направления архиеп. Никона. Вл. Никон предстаёт последователем святоотеческого богословия, небезразлично относящимся к критике православного учения, вследствие чего в его работах встречается критика разных модернистских идей. Актуальность рассмотрения критики модернистской теологии современником самого Карташёва обусловлена тем, что именно в этот период соответствующие идеи приобретали широкое распространение и потому обсуждались в работах владыки Никона. Это богословское столкновение двух направлений рассмотрено нами по следующим темам: экклезиология, Вселенские Соборы, границы благодатности таинств и действия спасительной благодати, «догматическое развитие», Библейское Откровение и церковные реформы, «оживление Церкви» и отношение к аскетизму, революции и цензуре.

___

Поздравляем нашего брата чтеца Авдия Биджамова с выходом новой статьи.
Благодарим редактора журнала П.К. Доброцветова за публикацию столь объёмной статьи. Эта статья является доработанным докладом, прочитанным в Московской Духовной Академии 11 февраля 2021 г. на историко-богословской конференции, посвященной архиепископу Никону (Рождественскому).
О статье можно написать следующее — её актуальность выражена не только важным указанием заблуждений А.В. Карташева по разным темам, но и сравнением их со взглядами православного богослова, архиепископа Никона (Рождественского), который предстаёт защитником православной веры от модернистских тенденций в XX-ом веке.
А.С. Биджамов рассматривает разные актуальные области, при изучении которых показывается, как архиеп. Никон раз за разом опровергает идеи, развиваемые Карташевым, с отсылкой ко святым отцам. Как далеко богословие Карташева находится от православия — видно наглядно.
Интересно, что Карташев, как проповедник религиозного модернизма, затрагивал тему несторианства и являлся, в т.ч., и несторианским апологетом. Предполагается, что после разбора идей Карташева, во-первых, не будет более отсылок к нему, как к авторитету, во-вторых, к личности Карташева возникнет критическое отношение, вследствие чего, следовавшие прежде его идеям отойдут от них к вере Церкви, к вере святых отцов, а, в-третьих, рационально мыслящие люди перестанут, наконец-то, возносить хвалу этому идеологу нового религиозного сознания (и правда, сколько можно?).
Поэтому нет и не может быть ничего удивительного в опровержении идей Карташева (разработки которого принимают и распространяют многие современные несториане). Разумная и основательная критика — обыкновенный путь православных христиан, которые следуют святоотеческому учению и, умея отличить истину от лжи, делятся этим с Церковью, что показано на примере опровержений архиеп. Никона.

Скачать по ссылке: Биджамов А.С. Столкновение традиционного и нового религиозного сознания в богословии XX века

 

Прочтите статью:  Против А. Макарова, по теме жизни и творений преп. Исаака Сирина и об одном христологическом месте в сирийских рукописях преподобного - В.В. Фоминых
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top