О несоответствии нынешнего отношения несториан к иконам с преданием Церкви Востока — Еп. Софония Сокольский

Софония еп. Туркестанский и Ташкентский. Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан. С кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии. С присовокуплением переводной записки о несогласии церкви Армянской со Вселенскою Православною. «Странник». С.-Петербург. 1876. с.158-161

Известно, что церковная практика нынешних несториан, в большом разладе с их теориею, или с их постановлениями церковными, относительно иконопочитания. Несториане с давних времен (не от начала) не имеют икон в домах, ни в храмах,

с.158

и смотрят на иконопочитание, как на прямое нарушение второй заповеди. 1 Между тем, Церковь их, как законоположница и хранительница всех своих верований и преданий, ни в начале, ни впоследствии, ни-когда не осуждала иконопочитания, а напротив, держась его, как предания Апостольскаго, всегда чествовала священных изображения, должным образом. Из биографии Мария, спутника Фаддеева, составленной одним несторианином в VI веке, 1 видно, что у несториан до VII века было в обычаe расписывать свои храмы священными изображениями на тот конец, „чтобы верные, взирая на них, могли просвещаться.» * А что и в VII веке (в начала его) были у несториан иконы, как предметы священные и досточтимые, это видно из того, что Арабень, несториансюй проповедник в 638 году, явившись в Китай, принес туда с книгами священнаго Писания иконы, которые и поднес самому

____

  1. В бытность мою в Эривани и Тифлисе неоднократно случалось разговаривать об этом предмете со многими несторианами, и не с простыми личностями, а с представителями несторианства; но всегда от всех доводилось слышать отзывы и суждения об иконопочитании самые предзанятые и неправославные. В первый раз, слышал | об этом в Куйласаре, от одного из викариев митрополита несторианского, епископа мар Дэнхи, и отнес это к его малоучености и некнижности (он был из простых). Потом, много раз и тоже самое слышал я в Тифлисе от самого митрополита мар Иосифа и братьев его священников. (Митрополит Иосиф с братьями жил в Тифлисе с декабря 1863 года до апреля 1865 г.). Bсе они не только утверждали, но и, необинуясь, старались доказать мне, что иконопочитание не принято их Церковью законно, как действительное и явное нарушение второй заповеди.
  2. Turris in vita S. Maris Apostoli p. 13.
  3. Эти слова взяты из самой книги, содержащей описание жизни Mapiя, перваго епископа Церкви сирохалдейской.

с.159

императору Тай-Дзуну—вынь-Хаунди,1 как святыню. Но кроме древней практики, чествование в Церкви Hecтopиaнскoй икон на ряду с Евангелием и крестом Христовым, подтверждается ея богослужебными книгами, кои доселе содержатся и уважаются не одними несторианами но и халдеями, как древле-канонические, и даже символические. В книге называемой Кяшкуль, содержащей в себе будничные службы в продолжении всего года, есть молитва, или правильнее песнь, написанная стихотворным метром, в которой сказано: „сокровище и богатство небесное хранит Церковь Твоя, Спасителю, в таинствах и изображениях, которые Ты ей предал. Прибежищем (утешением) ей служит проповедь великой книги Евангелия Твоего, честное древо креста Твоего, и лапотное изображение Твоего вочеловечения“.2

После сего понятно, что практическое иконоборство современных несториан, вопреки каноническим постановлениям Церкви их, составляет странную аномалию. Но эта странность еще более оттеняется тем, что сами нынешние несториане, будучи поставлены лицом к лицу с нею, ничего не могут сказать в ея пояснение, кроме того, что так у них всегда было. Очевидно,

____

  1. Труды Киев. Акад. 1860 г. книжка 3, стр. 143. Но по китайскому памятнику, стоявшему в одной из буддийских кумирен в город Чан-ан (в 8 в. это была столица Китая), называвшейся Чун-ян-сы, имя того государя, к которому являлся первый проповедник веры Христовой, Чжен Чуань из династии Тан, а имя проповедника христианства — Альбэн (у Ассемана назван он Ябалага), и что прибытие его в столицу  китайскую последовало в 635 году, а в 638 г. издан был эдикт царский в пользу веру, провозвещенной Алобэнем.
  2. Кяшкуль песнь на вечерни в пяток 3 недели вшествия о храм или освящения церкви.

160

что такой ответ есть, с их стороны, грех чистого неведения или же ненамеренного отрицания святой истины, от коей они уклонились. Так всегда не было, как мы видели Если же возник в недрах несторианства такой разлад дела со словом, то он мог возникнуть не ранее VII века, — не ранее того времени когда появился исламизм, и своим несокрушимым железным гнетом быстро охватил восток, юг и запад. <…>

161

Прочтите статью:  Любой ли путь ведёт к Богу? — Сщмч. Даниил Сысоев
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top