Присоединение ассирийцев несториан к Православной Церкви

25-го марта, в праздник Благовещения, в Александро-Невской лавре в Петербурге; состоялось выдающееся церковное торжество — присоединение к православию ассирийцев несториан с епископом супурганским и митрополитом урмийским Мар-Ионой во главе. Паства епископа Мар-Ионы достигает, по приблизительному исчислению, 15,000 человек и живет в Персии.

Обращением несториан давно уже занимаются английские и американские миссионеры, но почти безуспешно. Несториане, в особенности часть их — сиро-халдеи, живущие в горах Пepcии, давно уже тяготели к православию, и в 1859 г. с ними уже начались переговоры о воссоединении их, но только теперь, почти через 40 лет, переговоры увенчались успехом.

25-го марта, уже с раннего утра царило большое оживление у Александро-Невской лавры. Весь храм, в котором должно было произойти торжество, был переполнен народом, который толпился и вокруг собора, желая хотя бы взглянуть на своих новых братьев по вере.

В 91/2 час. в собор вошел преосвященный Иоанн, епископ нарвский (ректор петербургской духовной академии); за ним вошли в храм и стали в притворе сиро-халдейские епископ Иона, архимандрит Илия, священники Георгий и Сергий и диакон. Все они были уже в одежде нашего духовенства — в рясах темного цвета; епископ Иона был в синей рясе.

Открылись Царские врата, и из них вышел, окруженный клиром, высокопреосвященный Палладий с двумя своими викариями и собором архимандритов и иеромонахов. Маститый иерарх, дойдя до притвора, стал против епископа Ионы и вопросил его: «Хощеши ли отрещися погрешений и неправостей несторианского вероисповедания? Хощеши ли прийти в соединение веры православной католической?» На оба вопрошения последовал ответ: «хощу». Потом митрополит, выслушав их отречение, подал края своего амофора епископу со словами: «Вниди в церковь православную» и повел епископа и священников в церковь к амвону, где на аналое лежали крест и евангелие. У амвона после установленных молитв епископ прочитал обещание блюсти веру православно-католическую и поцеловал крест и евангелие; митрополит прочитал над новоприсоединяемыми разрешительную молитву и на солее возложил на епископа архиерейскую мантию, драгоценные крест и панагию и клобук, а на священников — наперсные кресты, и пригласил их войти Царскими вратами в алтарь и поклониться Престолу Господню. В алтаре приветствовали новоприобщенных к православию митрополит московский Владимир и сонм архиереев в мантиях. В алтаре же епископ Иона и прочие архиереи облачились к литургии в белые ризы. Во время малого выхода с евангелием митрополит Палладий благословил священника Синадского, миссионера, действовавшего в их стране,  в сан протоиерея и возложил на него камилавку, а епископ Иона возложил на своего архимандрита Илию митру. После великого выхода, новый православный епископ Иона благословил народ трикирием и дикирием. За литургиею следовал молебен Спасителю и Божией Матери.
Затем в лавре состоялась братская трапеза, перед началом которой товарищ обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблер громогласно прочитал милостивое поздравление Государя Императора новоприсоединенным в лоно православной церкви.

В заключение даем краткие биографические сведения о новоприсоединенных и лицах, содействовавших присоединение несториан к православию.

Епископ супурганский, митрополит Урмийский Иона (Мар-Ионан) имеет от патриарха (мар-Шимона) Рувима грамоту на звание митрополита всех несториан. Преосвященный говорит на ассирийском, английском, турецком, персидском и еврейском языках; по-русски же не говорит. Епископ Иона имеет огромное влияние на свой народ, так как кроме церковных дел он входит и в дела гражданские, а именно все дела, подведомственные у нас мировым судьям, решаются им и на апелляцию восходят только к персидскому правительству. Епископ Иона был уже раз в С. Петербурге, в 1882 г., по тому же делу присоединения к православию.

До 1896 г. в Урмии существовало две епископии: аргишайская и супурганская; в настоящее время аргишайская вакантна, так как бывший епископ Мар-Гавриил, во время поездки своей из Персии в Курдистан, к патриарху, был зверски убит на персидско-турецкой границе, а с ним вместе были убиты 14 человек, составлявших его свиту.
Всех несториан-ассирийцев числится около 60 тысяч, которые сосредоточены исключительно в Урмийскоп области.
К западу от Урмийского озера, за цепью довольно возвышенных гор Курдистана, проживает еще до 400 тысяч ассирийцев, которые с нетерпением ожидают воссоединения с православием.

Архимандрит Илия Мар — Абрагамов, 40 лет, получил священство только два года тому назад. Он окончил семинарию в г. Урмии и три года учился в коллегии в Нью-Йорке; он говорит на английском, персидском, турецком, сирийском и еврейском языках; по-русски же не говорит.
Из семейства Абрагамовых уже насчитывается 12 епископов несторианских. По несторианскому закону, сан епископа переходит из рода в род, по выбору же епископ назначен быть не может.

Священник прихода Абаджалу Назлучайского уезда, в Урмии, в провинции Азербайджана, о. Сергий произносил отречение, как переводчик, на церковнославянском языке от лица епископа Мар-Ионана.

Священник прихода с. Ада о. Георгий Беджианов, 31 года, учился, в Урмии, в среднем католическом училище 8 лет, хорошо говорит, пишет и читает по-русски, знает сирийский и турецкий языки. О. Георгий рукоположен в диаконы епископом Ионою, и в этом сане состоял 10 лет; три года тому назад он поставлен епископом Ионою в священники.

Православный священник прихода Кесси, Назлучайского уезда, в Урмии, о. Давид Вениаминов принял православие 15 лет тому назад и оставлен в настоящем своем сане; знает русский и церковнославянский языки; ранее был священником в г. Луганске.

Диакон Яков Вениаминович Бабаханов, 45 лет, учился в Персии 8 лет, в среднем духовном училище и 3 года в американской миссионерской семинарии в Урмии. Рукоположение его в диаконы состоялось в 1887 г. Диакон Бабаханов знает шесть языков: русский, немецкий, персидский, турецкий, ассирийский и еврейско-тергумский.

Юсуф Арсениос-хан, представитель всего ассирийского народа, имеющий уполномочие от мар-шимона Рувима-патриарха всех несториан; говорит на 12-ти языках.

Миссионер и настоятель эриванского Покровского собора протоирей Виктор Михайлович Синадский был в командировке 8 лет; его заменит постоянный миссионер иеромонах Феофилакт, окончивший курс в харьковском университете по филологическому факультету и заканчивающий в настоящее время свое богословское образование в с.петербургской духовной академии.

Журнал «Нива». 1898. №15. С.297-298

Прочтите статью:  Биджамов А. С.- Критический разбор идей апологетов несторианства "Ассирийской Церкви Востока" в работе А.В. Карташева
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top