О распространении несторианской ереси в Персии — В.В. Фоминых

В 363 году по условиям мирного договора между Византией и Персией Низивия отходила к последней (176). Тогда христианская низивийская школа, где преподавал преп. Ефрем Сирин, была разрушена, святой же Ефрем через некоторое время открыл новую школу в Эдессе,
принадлежащей Византии (177).

В последствии во время епископства Ивы (435 – 457) эта школа стала рассадником несторианской ереси (178). После III (431) и IV (451) Вселенских Соборов многие несториане бежали из Византии в Персию, где в отличие от православных они воспринимались не как потенциальные противники, но, скорее, – союзники в борьбе против Византии (179). Также и из эдесской школы многие вернулись обратно в Низивию, которая стала центром несторианской образованности в Персии (180). До этого христианские школы в этой стране отсутствовали, и для обучения приходилось пересекать границу с Византией (181). Таким образом, Низивия становится новым религиозным центром, с которым уже не может конкурировать Селевкия-Ктесифон, где в то время была патриаршая кафедра (182).

Ряд эдесских учителей получил епископство в Персии, среди них был и ярый приверженец и распространитель ереси несторианства Барсавма, который при поддержке шаха Пероза I (459 – 484) получил в управление низивийскую митрополию (183) и стал главой пограничных войск Персии (184) (sic!).

Во время правления Пероза гонения на христиан продолжились, но судя по тому, что он поддерживал Барсавму и некоторые источники сообщают об отсутствии гонений (185), мы полагаем, что преследования не коснулись несториан. Власти Персии были заинтересованы в переходе Персидской Православной Церкви в несторианство и, как следствие, ее изоляции от Византии. Кроме распространения ереси Барсавма был сторонником радикального анти-аскетического переустройства Церкви (в т. ч. возможности брака для монашествующих (186)) и здесь он также нашел поддержку шаха, поскольку аскетические идеалы христианства входили в решительное противоречие с зороастрийским представлением о браке и богатстве детей, которые мыслились как религиозные обязанности (187).

Католикос Бавовай восстал против ереси и новшеств, вводимых Барсавмой и в противовес несторианской школе Низивии смог открыть школу в Селевкии-Ктезифоне (188). В апреле 484 года в Бет Лапате, зимней резиденции шаха, Барсавма созывает самочинный собор, после которого осуждает Бавовая под предлогом не должного управления Церковью (189). На этом соборе Барсавма провозгласил несторианство, канонизировал Феодора Мопсуэстийского и разрешил вступление в брак монахам и епископам (190). В противовес этому в Селевкии-Ктесифоне Бавовай и верные ему епископы составили свой Собор (191). Однако, судя по всему, в виду поддержи несториан шахом, католикос не преуспел в борьбе против Барсавмы и решил просить поддержки византийского императора Зенона (474 – 491) (192). Католикос направил “римским епископам” письмо, где просил заступничества императора для предотвращения преследования православных (193). Что-то пошло не так и в Низивии письмо было перехвачено Барсавмой, который переслал его шаху (194). Содержание письма было расценено как обращение за поддержкой к врагу сасанидов для сохранения в стране православной веры (195). Пероз в ярости призвал Бавовая, который подтвердил свое авторство, после чего католикос (по некоторым данным после двухлетнего заключения) был замучен до смерти (196).

Собор Барсавмы 484 года носил схизматический характер, так что его нельзя признать официальным переходом Персидской Церкви к несторианству.

Фоминых В. В.

_________________________________
(176) Свт. Филарет Черниговский, 1859, с. 100; Dignas B., Winter E., 2007, p. 34.
(177) Свт. Филарет Черниговский, 1859, с. 99-101.
(178) Wigram W. A., 1910, p. 149; Vööbus A., 1988, p. 317.
(179) Dignas B., Winter E., 2007, p. 36.
(180) Vööbus A., 1988, p. 317; Селезнев Н. Н., 2001, с. 26.
(181) Wigram W. A., 1910, p. 148.
(182) Vööbus A., 1988, p. 317; Колесников А. И., 2002, с. 242.
(183) Wigram W. A., 1910, p. 150; Vööbus A., 1988, p. 317; Селезнев Н. Н., 2001, с. 26; Dignas B., Winter E., 2007, p. 36; Wood P., 2013, p. 96, 98, 108.
(184) Селезнев Н. Н., 2001, с. 26.
(185) Минов С. В., 2012, с. 43-44; Wood P., 2013, p. 20.
(186) Сам Барсавма в последствии женился на монахине [Wigram W. A., 1910, p. 158; Сидоров А. И., 1998].
(187) Vööbus A., 1988, p. 317; Wood P., 2013, p. 96, 100.
(188) Wigram W. A., 1910, p. 238; Колесников А. И., 2002, с. 242.
(189) Vööbus A., 1988, p. 317; Wood P., 2013, p. 95, 98.
(190) Wigram W. A., 1910, p. 158; Vööbus A., 1988, p. 317; Колесников А. И., 2002, с. 242; Dignas B., Winter E., 2007, p. 36.
(191) Vööbus A., 1988, p. 317; Муравьев А. В., 2002.
(192) Wigram W. A., 1910, p. 151-152; Vööbus A., 1988, p. 317; Wood P., 2013, p. 95.
(193) Wigram W. A., 1910, p. 152; Vööbus A., 1988, p. 317.
(194) Wigram W. A., 1910, p. 152; Vööbus A., 1988, p. 317.
(195) Колесников А. И., 2002, с. 242.
(196) Wigram W. A., 1910, p. 152-153; Vööbus A., 1988, p. 317; Колесников А. И., 2002, с. 242.

Литература.

Свт. Филарет Черниговский, 1859 = Филарет, архиепископ Черниговский. Историческое учение об
Отцах Церкви. – Т. 2. – 1859.
Wigram W. A., 1910 = Wigram W. A. An introduction to the history of the Assyrian Church or The Church
of the Sassanid Persian Empire, 100–640 A. D. – London, 1910.
Vööbus A., 1988 = Vööbus A. BĀBŌĒ // Encyclopædia Iranica. – Vol. 3 / Fasc. 3. – 1988. P. 317.
Сидоров А. И., 1998 = Сидоров А. И. Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина. По
поводу книги иеромонаха (Алфеева) «Мир Исаака Сирина» // Православное Книжное Обозрение.
Специальное приложение, 1998.
Селезнев Н. Н., 2001 = Селезнев Н. Н. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. М.: АЦВ, 2001.
Колесников А. И., 2002 = Колесников А. И. Бабуй // Православная энциклопедия. – Том IV:
«Афанасий — Бессмертие». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002.
С. 242.
Муравьев А. В., 2002 = Муравьев А. В. Бар Саума // Православная энциклопедия. – Том IV:
«Афанасий — Бессмертие». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002.
С. 349-350.
Dignas B., Winter E., 2007 = Dignas B., Winter E. Rome and Persia in late antiquity: neighbours and
rivals. – Cambridge University Press, 2007. – 347 p.
Минов С. В., 2012 = Минов С. В. Иранские мотивы в “Пещере Сокровищ” и проблемы
аккультурации сирийских христиан в Сасанидской империи // Символ. – № 61. – 2012. С. 9-70.
Wood P., 2013 = Wood P. The Chronicle of Seert: Christian Historical Imagination in Late Antique Iraq. – 2013.

Прочтите статью:  Писал ли Моисей Закон или несколько слов о библейской критикеСвященник —Даниил Сысоев
3 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Top