М. Добрынин.
Присоединение в конце XIX века персидских несториан к Русской Православной Церкви явилось крупным событием в истории Сиро-Халдейской Церкви (1). С одной стороны, оно показало истинность и жизненность Православия, а с другой стороны, способствовало сохранению национального единства айсоров (2), лучшая часть которых видела спасение своей Церкви и народа в единении с Православной Восточной Церковью, содержащей то же самое вероучение, которое исповедывали их предки до своего отделения от Церкви Вселенской.
Среди других восточных церквей Сирийская Церковь в своем историческом прошлом занимала не последнее место. Она была богата и духовным просвещением и дарами благодати. Достаточно сказать, что из ее среды вышли преподобные Исаак Сирин и Ефрем Сирин, вдохновенные и исполненные божественной мудрости, творения которых составляют богатую сокровищницу для назидания верующих.
Давно желали сиро-халдеи, проживавшие в Персии, соединения с Православной Церковью. Еще в конце XVIII века они обращались с этой целью к грузинскому царю Ираклию, а с 1828 года и к Русской Православной Церкви. В тридцатых годах XIX века по окончании русско-персидской войны три тысячи айсоров переселились из Персии в Россию и воссоединились с Православной Церковью, образовав в б. Эриванской губернии семь сиро-халдейских приходов (3). Оставшиеся в Персии несториане, испытывая притеснение от мусульман и частые набеги курдов, постепенно лишились правильного строя своей церковной жизни. Не имея специальных духовных школ, они забыли и руководящие начала своего вероучения. В середине XIX века к ним стали прибывать инославные миссионеры: пресвитерианская миссия из Америки, затем латинская миссия французских лазаристов и, наконец, англиканская епископальная. Но миссии эти не имели большого успеха, так как сиро-халдеи не хотели отдавать свою Церковь под власть инославным религиозным обществам (4).
Большинство сиро-халдеев решило воссоединиться с Православной Церковью, и именно с Русской, и в целях сохранения своего национального единства. В 1859 году несторианский священник Михаил обратился к начальнику Русской Иерусалимской миссии епископу Кириллу с просьбой довести до сведения Святейшего Синода прошение о принятии под свое духовное покровительство 30 тысяч несторианских семейств, живущих в Персии и Азиатской Турции. Преосвященный Кирилл представил прошение несториан в Святейший Синод.
В 1861 году священник Михаил прибыл в Петербург и заверил, что несториане персидские и живущие в Азиатской Турции, с патриархом Мар-Шимоном (5) и со всей ему подчиненной иерархией, действительно соединятся с Православной Церковью, если Святейший Синод пошлет к ним облеченное доверием лицо для совершения этого дела. Святейший Синод в том же году послал к сиро-халдеям в Закавказье архимандрита Софонию, знакомого с Востоком (6). Архимандрит Софония пробыл в Закавказском крае более года, изучил сиро-халдейский язык и собрал ценные сведения о вероучении и богослужении несториан, об устройстве иерархического управления и о религиозном и общественном быте сиро-халдейского народа (7).
Церковное устройство и религиозный быт сиро-халдеев несториан представляется в следующем виде. Высшую иерархию несторианской церкви составляют: католикос, или патриарх, всегда именующийся Мар-Шимоном; матран (митрополит), постоянно носящий имя Мар-Хнанишу, и епископы, число которых меняется. Низшую иерархию составляют священники, архидиаконы и диаконы, все состоящие в браке, за исключением предназначенных к посвящению в высшие иерархические степени.
Католикос Мар-Шимон управляет своим народом и в духовном и в гражданском отношениях. Достоинство католикоса было наследственным; в семействе Шимонов всегда имелись юноши, которые не ели мяса и сохраняли обет девства; из них католикос и избирал себе преемника. Вторым после католикоса лицом в Сиро-Халдейской Церкви был матран, Мар-Хнанишу.
Иерархические лица в быту не носят особой одежды, но при богослужении епископами и священниками употребляется особое облачение. Оно состоит из белого подризника, епитрахили и пояса; затем надевается омофор с прорезом посредине, а поверх него фелонь, состоящая из четыреугольного куска материи, который накладывается на плечи, а иногда и на голову. Омфор епископский гораздо длиннее священнического. Ни митр, ни крестов, ни панагий несторианское духовенство не носит. Один только Мар-Шимон при богослужении, а иногда и вне его, одевает наперсный крест на шелковом шнурке.
Алтарь несторианских церквей отделяется от самой церкви преградой без икон. В нем у восточной стены устраивается глиняный престол, уходящий иногда вглубь самой стены, а иногда ограждающийся особой сенью; жертвенников нет. Рядом с алтарем находится крещальня; в ней небольшая глиняная чаша для совершения таинства и маленькая печь для приготовления просфор; последние очень тонкие, на лицевой их стороне 12 крестиков. Ни икон, ни утвари в храме нет, но имеется большое число колокольчиков, в которые молящиеся иногда звонят. Перед алтарем два глиняных или каменных стола; на одном из них крест, на другом светильник и богослужебные книги.
Суточное богослужение в Сиро-Халдейской Церкви состоит из вечерни, утрени, литургии и часов. Главнейшая и наиболее употребительная литургия у несториан — это «литургия апостолов», очень древнего происхождения и свободная от несторианской окраски; она совершается на квасном хлебе и на вине, растворенном водой. Символ веры тот же, что и у нас, лишь с некоторыми отступлениями.
Таинств семь. Крещение и миропомазание такие, как и в Православной Церкви. Покаяние с течением времени, по местным условиям, изменилось: устное исчезло, сохранилось только сердечное, хотя в богослужебных книгах и есть изложение чина исповеди. Больные перед смертью только елеосвящаются, но Св. Тайнами не напутствуются. При таинстве священства в одно служение мирянин поставляется и в чтеца, и в диакона, и в священника. Богослужебные книги в храмах все рукописные, только к концу XIX века стали издаваться печатные.
* * *
В январе 1863 года архимандрит Софония прибыл в Петербург и представил Святейшему Синоду свои соображения о способе воссоединения несториан с Православной Церковью. Однако Святейший Синод не признал возможным приступить к окончательному решению вопроса о воссоединении сиро-халдеев, и рассмотрение его было отложено. В 1865 году Святейший Синод указал сиро-халдеям, что они могут принять Православие от Антиохийского Патриарха или от Феодосиопольского (в Эр-зеруме) епископа. Несториане продолжали настойчиво просить Православия именно от Русской Церкви, и через два года урмийские несториане обратились уже к русскому правительству через посольство в Тегеране с просьбой о воссоединении с Православием и оказании покровительства сиро-халдеям. Но ходатайство было отклонено наместником Кавказа. В 1872 году персидские сиро-халдеи обратились к русскому правительству с просьбой о командировке в Персию православного священника Давида Гуренидзе, знавшего сиро-халдейский язык. И эта просьба осталась без удовлетворения.
С 1883 года в Святейший Синод поступали все новые ходатайства от сиро-халдеев. Обращались в Святейший Синод матран Урмийский Мар-Гавриил, и сам глава несториан Мар-Шимон Рувим, и его матран Мар-Хнанишу, и другие епископы. Все они просили принять их в общение с Православной Церковью. Святейший Синод решил снова возбудить дело о воссоединении несториан с Православной Церковью и по определению от 16—17 марта 1895 года поручил Экзарху Грузии послать священника, знающего сиро-халдейский язык, для точного ознакомления с вероучением сиро-халдеев, определив ему местожительство в Урмии или Тавризе. Туда были посланы настоятель Ереванского собора священник Виктор Синадский и священник Симон Алаверанов.
Прибыв 13 мая 1897 года в Урмию и будучи встречены персидскими несторианами весьма сочувственно, православные миссионеры на месте ознакомились с церковной жизнью сиро-халдеев и убедились, что они действительно желают воссоединиться с Православной Церковью. 19 мая 1897 года в селении Супурган (8) был составлен акт предварительного соглашения персидских несториан с Православной Церковью за подписью епископа Map-Ионы, представителя несторианского патриарха Мар-Шимона—урмийского благочинного священника Ушана Сарова и других духовных лиц и мирян. В этом акте сиро-халдеи заявили, что принимают учение и определение IV Вселенского Собора (9). Было также заявлено о принятии постановлений семи Вселенских Соборов и девяти поместных, касающихся вероучения и церковной практики, и Никео-Цареградского Символа веры, то есть вероучения всей Вселенской Кафолической Церкви. Акт был обнародован на сиро-халдейском языке 21 мая в день Вознесения Господня в Супурганской церкви во имя великомученика Георгия Победоносца и с приложением более 9000 подписей сиро-халдеев, изъявивших желание воссоединиться с Православной Церковью, был представлен в Святейший Синод. В конце февраля 1898 года в Петербург прибыла делегация от сиро-халдейского народа во главе с епископом Map-Ионой, чтобы лично ходатайствовать о присоединении несториан к Православной Церкви. Святейший Синод признал возможным совершить принятие несториан в Православную Церковь, по 3-му чину, через отречение от заблуждения, согласно 95-му правилу VI Вселенского Собора, и определил: «Приходящих от древней несторианской ереси Супурганского епископа Map-Иону, архимандрита Илию, священников Сергия Бадалова и Георгия Беджанова и диакона Иакова Бабаханова принять в сущих их санах в лоно Святой Православной Церкви, предложив епископу Мар-Ионе подписать специально составленное и переведенное на сиро-халдейский язык исповедание веры» (10). Торжество присоединения было назначено на 25 марта — праздник Благовещения Божией Матери.
Во время пребывания в Петербурге делегация сиро-халдеев имела возможность познакомиться с богослужением и благолепием русских храмов. После литургии в Исаакиевском соборе епископ Map-Иона заявил: «Минуты, проведенные в нем, были блаженнейшими минутами в моей жизни, впечатление которых никогда не изгладится из моей души. Я очень жалею, что наша восточная церковь (несторианская) из-за каких-то второстепенных религиозных вопросов так долго была отлучена от Православной Церкви»(11) .
24 марта 1898 года на заседании Святейшего Синода епископ Мар-Иона прочитал исповедание на сирийском языке и собственноручно подписал его. Затем оно оглашено было по-славянски. Митрополит Палладий осенил епископа Map-Иону крестом и объявил ему, что Святейший Синод приемлет его в общение в сущем его сане. 25 марта в соборном храме Александро-Невской Лавры было совершено присоединение к Православной Церкви пришедших от несторианского исповедания сиро-халдеев: епископа Супурганокого Map-Ионы, архимандрита Илии, пресвитеров Сергия и Георгия и диакона Иакова. Порядок чина присоединения был следующий. По прочтении часов митрополит Палладий, облаченный в мантию и омофор, вышел из алтаря вместе с другими епископами и направился к западным дверям собора, где находились присоединяемые. По обычном вопрошении их о желании отречься от неправого несторианского исповедания и придти в соединение с Православной Церковью и по получении утвердительного от них ответа, митрополит благословил их и над их преклоненными главами прочел молитву «Господи, Боже истины…» Затем последовал ряд вопрошений, на которые от лица всех присоединяемых отвечал пресвитер Сергий, как знакомый с церковно-славянским языком. Присоединяемые сотворили земной поклон, после чего епископ Map-Иона, воздев кверху руки, прочитал по-сирохалдейски символ веры, а пресвитер Сергий по-славянски. Митрополит Палладий снова обратился к присоединяемым с рядом вопрошений: о почитании семи Вселенских Соборов, о принятии Апостольских правил и церковных преданий, о почитании икон и др., на что присоединяемыми были даны утвердительные ответы. Со словами «Внидите в Церковь Православную» митрополит подвел присоединяемых к амвону, где на особом аналое были положены крест и Евангелие. В это время хором митрополичьих певчих было исполнено на сирийском языке пение 66-го псалма, по окончании которого присоединяемые встали на колени и над ними была прочитана молитва «Господи Боже Вседержителю…», после чего они облобызали св. крест и Евангелие. Чин присоединения окончился чтением молитвы «Господь наш Иисус Христос…». Затем митрополит Палладий, после приветствия новоприсоединенным, возложил на епископа Иону крест, панагию и архиерейскую мантию, на архимандрита Илию — архимандричий, на прочих иереев — иерейские кресты. После этого они были введены в алтарь, облачились в священные одежды, присущие их санам, и приняли участие в совершении Божественной литургии и молебного пения Спасителю и Божией Матери. После литургии присоединенные проследовали в митрополичьи покои, где были приветствованы с совершившимся знаменательным торжеством. Торжество действительно было знаменательно, как по времени его совершения, так и по ободряющему его действию на чад Православной Церкви. По времени — это праздник Благовещения, праздник Пресвятой Богородицы, Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа, Которую основатели несторианства не хотели называть Богородицей, а именовали Христородицей или даже Человекородицей. Но через 1500 лет со времени возникновения несторианского учения прибывшие из Урмии сиро-халдеи несториане в праздник Благовещения торжественно произнесли отречение от неправого учения.
Знаменательно это событие и в другом отношении. Несторианство очень долго сохранялось в сиро-халдейском народе, но в конце концов сиро-халдеи несториане сами пришли к сознанию, что истина хранится в Православной Церкви.
На заседании Святейшего Синода 26 марта было вынесено следующее определение: 1) Предложить епископу Супурганскому Ионе, по возвращении его на родину, утверждать в изреченном им перед Святейшим Синодом исповедании веры своих единоплеменников, разъясняя им, что пребывание в единении со Святой Церковью содевает спасение людей и сотворяет их сынами света и наследниками вечных благ и что воссоединение несториан с Православной Церковью, являющееся делом исключительно церковным, не стоит в какой-либо связи с их политическим положением в пределах иноверного государства; 2) для содействия епископу Ионе в предлежащих ему святительских трудах и для устроения православных церквей и церковных школ послать в Урмию православную миссию, в составе иеромонаха Феофилакта и других лиц по назначению Святейшего Синода, с поручением миссии во всех затруднительных случаях обращаться за ближайшими указаниями к Преосвященному Экзарху Грузии (12).
Воссоединение епископа Супурганского Ионы и девяти тысяч айсоров с Православной Греко-Восточной Церковью явилось только началом возвращения несториан в лоно Матери — Православной Церкви, которое было продолжено с прибытием в Урмию вновь учрежденной Русской Духовной Миссии. Много способствовала успешному завершению дела присоединения персидских сиро-халдеев к Православной Церкви деятельность созданной при Святейшем Синоде комиссии по вопросу присоединения, виднейшую роль в которой играл знаменитый церковный историк, богослов и лингвист, ученый-подвижник проф. В. В. Болотов. Его колоссальная эрудиция и редкое знание восточных языков во многом способствовали успеху воссоединения сиро-халдеев несториан с Вселенской. Матерью-Церковью и торжеству Православия (13).
Святое дело воссоединения айсоров с Православной Церковью было начато, но не завершено. После присоединения епископа Ионы и его паствы прошло более половины столетия. За это время отбушевала буря двух мировых войн. Маленький ассирийский народ дважды попадал в водоворот международных событий и встречался с разными превратностями судьбы. Не раз он подвергался гонениям и погромам. Не раз оказывался брошенным на произвол судьбы своими союзниками. Вследствие этого члены Сиро-Халдейской Церкви оказались рассеянными по разным странам. Многие епархии сейчас не имеют епископов, священники нуждаются в богословском образовании. И вообще эта Церковь требует устроения, которому могло бы способствовать единение с Православной Церковью. Опыт воссоединения сиро-халдейских христиан говорит за то, что нет непреодолимых препятствий, которые делали бы такое единение невозможным.
————————
(1) Об истории Сиро-Халдейской Церкви см. Н. Муравьев, Сиро-Халдейская Церковь, «Журнал Московской Патриархии», 1956, № 4, стр. 66—70.
(2) Айсоры — одно из названий сиро-халдейского народа, часто встречающееся в исторической литературе и указывающее на их происхождение. Сиро-халдеи считают себя потомками второго сына Сима — Ассура (Быт. 10, 22), отсюда и наименование их — «айсоры», «ассирияне» и «ассуритане».
(3) «Церковные ведомости Св. Синода», № 12, 21 марта 1898 г., стр. 488.
(4) Там же, стр. 487.
(5) Мар-Шимон, или Шимун, значит «Господин Симон». Это имя неизменно носили все несторианские католикосы, начиная с XVI века, когда вошел в силу обычай при хиротонии патриарха принимать одно и то же имя. Вследствие этого самое имя «Мар-Шимон» сделалось как бы нарицательным в смысле «патриарх». Он являлся не только духовным руководителем сиро-халдейского народа, но отчасти и его гражданским правителем, назначавшим местных старшин, производившим суд и заведывавшим другими делами гражданского управления.
(6) Определение Святейшего Синода о воссоединении сиро-халдеев несториан с Православной Церковью. «Церковные ведомости», № 13, 28 марта 1898 г., стр. 67.
(7) На основе собранных материалов архимандрит Софония в 1876 году издал книгу «Современный быт христиан инославных, яковитов и несториан».
(8) Значению имени «Супурган» посвящена специальная глава в работе В. В. Болотова «Из истории Церкви Сироперсидской». См. «Христианское чтение», 1899, январь, стр. 95—112.
(9) Акт предварительного соглашения несториан с Православной Церковью. «Церковный вестник», № 13, 26 марта 1898 г., стр. 458.
(10) Определение Св. Синода, стр. 70.
(11) «Церковный вестник», 1898, № 11, стр. 400—401.
(12) Определение Св. Синода № 1121 от 26 марта 1898 года. «Церковные ведомости», № 13, 28 марта 1898, стр. 77.
(13) Б.Тураев, В.В.Болотов, «Журнал Министерства Народного Просвещения», 1900, август, стр. 94.
«ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ», № 12, 1956

au comptoir kamagra alternative
prix de la pharmacie walmart pour kamagra
discount enclomiphene generic real
enclomiphene ship canada phar
prescription androxal without
cheap androxal lowest cost pharmacy
flexeril cyclobenzaprine substitute over the counter
ordering flexeril cyclobenzaprine buy san francisco
purchase dutasteride cheap melbourne
ordering dutasteride price from cvs
buy gabapentin cost at walmart
get gabapentin cost new zealand
get itraconazole generic in canada
itraconazole overnight no consult
get fildena generic south africa
fedex fildena overnight
get staxyn purchase no prescription
cheapest buy staxyn canada drugs
were to get avodart over the counter
how to buy avodart cheap with prescription
order xifaxan buy online uk
buying xifaxan cheap where
cheapest buy rifaximin generic from the uk
buy rifaximin online without dr approval
kamagra koupit fedex
získejte vzorky zdarma kamagra