Список составлен на основании работы Михаила Садо — «Материалы к биографическому словарю ассирийцев в России»
1) (Абрамов) каша Юханнан бар Юханнан – село Манунан, Гявар. Родился в 1868 году (по другим сведениям в 1857 году) в священническом роду. В 1886 году посвящен в шамаши в Кудшанисе Мар-Шимуном. В июне 1898 года пересилился из Гявара в Урмийскую область, а в 1907 году – в Россию. В начале 1920-х годов жилв Киеве. 9 марта 1924 года согласно прошению киевских ассирийцев, выходцев из Гявара посвящен во священники в Москве с благословения Патрарха Всероссийского Тихона. Служил для своей ообщины при Церкви Михайловского монастыря в Киеве. Записи о крещениях венчаниях отпеваниях распростроняются до 1928 года
2) …каша Аврахам (Урмия)
Священник, родился в 1780 года в 1832 году перешел вместе с народом из Урмии на поселение в отошедшую к России Армянскую область. В 1841 году вместе с койласарскими поселенцами присоединился к православию при экзархе Грузии архиепископе Евгении. Умер в 1840-1850 годах
3) (Агасиев) каша Зайя бар Агаси бар талъя – село Икиагач, Урмия. Родился в 1867 году. Был священником в селе Зумалан. В 1898 году по присоединении к православию именовался-священник Зиновий Талъяев. С 1915 года – уехал в Армавир, служил там среди ассирийцев до 1920-х годов. В 1930-х жил в Тифлисе, в 1937 был репрессирован. Его сын – Ишая Захаров
4) Алаверанов Симон Бадалович (каша Шимун) (Урмия) – Священник, родился в 1839-1840 годах, в Урмийской области, впоследствии пересилился в Койласар. Учился в Эриванском уездном училище. Около 1886 года посвящен во священники. Служил в селе Урмия, Эриванской губернии. С 1887 по 1905 года – священник в селе Гёль-Айсор. С 1895 года по 1905 год – священник Новрузлу-Камарлинского прихода Эриванской губернии (Ереванской губернии). В августе 1905 года – за штатом. С апреля по декабрь 1897 года был командирован духовным начальством в Урмийскую область (вместе со священником Виктором Синадским) для исследования на месте вопроса о возможности присоединения урмийских несториан к РПЦ, умер в 1907-1908 годах в Койласаре
5) Алавердовы (Меликовы, Мелик-Алахвердовы) – Род меликов, перешедших в Россию после 1828 года из Урмийской области ( возможно из села Янгиджа) и обосновавшихся в Койласаре с 1830-х годов. Во главе переселения стоял активный сторонник России-мелик Алаверды Тумаев (родился в 1790 году, умер в 1837), от которого пошла фамилия алавердовы. Из них были мелики Саяд (родился в 1825 году) и Николай (Шаху) (родился в 1830 году), которых в 1862 году архимандрит Софония из Койласара посылал в Урмию и к патриарху в Кудшанис для сбора сведений по ходатайству о присоединении к РПЦ. Братья-мелики привезли из Урмии листы с подписями духовенства и народа.
6) Алавердов, Александр (Алахверды) Николаевич (каша Санду) – священник, родился в 1851 году в Койласаре в роду мелика. В 1870 года – Тифлисская духовная семинария. С конца 1870-начала 1880-х годов-священник в Койласаре. Окормлял также двинский приход.
7) Алхазов (Бит-Алхаз), Александр Моисеевич (псевдоним – Атури), каша Алисандрус (Санду) бар Мущи Бит-Каша Алхас – село Гюгтапа, Урмия. Родился в 1891 году. До 12-ти лет учился в сельской школе. В 1912 году окончил училище Русской миссии в Урмиию Был учителем в селениях и в городском училище в Урмии. В сентябре 1914 года посвящен во священники начальником миссии епископом Сергием (Лавровым) и служил в селе Хусрава в Салмасе. С декабря 1914 года с беженцами в Тифлисе. Состоял в Комитете помощи беженцам в Тифлисе. Участвовал в издании газеты “Накуша”, с 1917 года-секретарь “Ассирийского Национального Совета” в Грузии. В апреле 1918 выехал из Тифлиса в Армавир. В 1918-1919 годах был священником в белогвардейском полку – Армавир, Майкоп, Екатеринодар. С января 1920 года основал в Ростове на Дону ассирийскую школу и занимался культурно-просветительской деятельностью. (дальше много информации, если нужно, могу дописать)
8) Арсанис, Исхак Аврахам – село Дыгаля, Урмия. Священник. 1893-1898 года – училище Английской миссии в Урмии. В 1902-1904 принял Православие. Учился в 5 и 6 классах Санкт-Петербургской духовной семинарии. С осени 1904 года-вольнослушатель духовной академии. В 1912 году – священник в селе Ада в Урмии. В ноябре 1914 года назначен в ассирийский храм св. Ефрема Сирина в Тифлисе. В 1915 году направлен окормлять беженцев в город Армавир. Весной 1917 года упоминается в Урмии
9) Арсанис, Мирза Юсуф-Хан – город Урмия. Родился в 1846 году. Торговец. В России бывал с конца 1860 годов. Путешествовал также по Европе и Америке. Православие принял в 1870 году. С 1894-1895 был представителем народа в деле присоединения Урмийских несториан к Русской Православной Церкви. В марте 1898 входил в состав делегации Мар-Ионана в Петербурге. Упоминается в Урмии до 1908 года.
10) (Бабаханов) каша Якуб бар Биньямин – село Супурган, Урмия. Родился в 1853 году, окончил Американский колледж в Урмии. С 1887 года – диакон. В марте 1898 года входил в делегацию Мар-Ионана, отправившуюся в Петербург. Посвящен там во священники русским епископом. С осени 1898 года-по 1899 года-вольнослушатель Петербургской духовной академии. В 1899 году вернулся в Урмию. Был священником без места. Его сын-обучался также в академии затем переведен в Тифлис
11) Бадалов, Сергий (каша Саргиз бар Айваз бит-Бадаль) – село Абаджалу, Урмия. Священник, родился в 1869 году. С 1891 года-диакон, 1896 год-священник, посвящен епископом Мар-Ионаном. В марте 1898 года сопровождал Мар-Ионана в поездке в Санкт-Петербург по поводу соединения с Русской Православной Церковью. С 1898 года по 1902 год-вольнослушатель петербургской духовной академии. С августа 1902 года-июнь 1903 года – на службе в Урмийской миссии. Далее – служил в городе Урмии, ездил в Россию (1905-1906 годах). В 1906 году в Петербурге Духовная академия приобрела у него 8 богослужебных рукописе (ныне в публичной библиотеке в Петербурге). С 1900 года-российский подданный. До 1917 года упоминается в Урмии. С 1945 года-настоятель русского храма Св. Николая в Кзавине. В 1951 году почил и похоронен на русском кладбище в Тегеране около церкви.
12) Бадалова Анна (Ханна) – район Мат-Марьям, город Урмия. В 1910 годах-заведующая 3-классной школой для ассирийских девочек при Русской миссии в Урмии. В 1914 году-стала женой сотрудника миссии диакона Феодора Пиденко (Почила 1918-20 годах в Тегеране)
13) (Бит-Нуха) каша Нисториус (Нустур) – село Телана, Джилу Тифлис, священствовал среди ассирийцев в 1920-30 года. В середине 1920-х годов посвящен во священники русским епископом в Ростове. Репрессирован в 1937 году.
14) (Бит-Ядгар) каша Гиваргиз бар Ушана – село Караджалу, Урмия. Родился в 1867 году. Обучался в школах Американской и Католической миссий в Урмии. В 1888 году посвящен во священники Мар-Ионаном. С 1898 года-принял Православие. Служил в своем селении. Летом в 1906 году сопровождал Мар-Ионана в Санкт-Петербург. С 1915 года был с беженцами в Тифлисе. В 1920 года жил в Ростове-на-Дону и священствовал там среди ассирийцев. Переписывал богослужебные рукописи, Почил там же.
15) (Вардоев) шамаша Муще – село Ахджадж, Ванская область. В конце 1901 – начале 1902 годов был одним из представителей 13-ти селений ванских ассирийцев (2600 душ), ходатайствовавших перед Св. Синодом о присылке к ним миссионеров РПЦ, для присоединения к православию. Шамаша Муще принял Православие в 1902 году в Тифлисе. Кроме него представителями саранаев были: Мелик Сапар Сомов (бар Савмо), Яков Бакузов, Давид Иосифов и Иосиф Урмузов
16) Вениаминов, Борис Георгиевич – село Койласар. Священник, родился около 1850 года. Учился в Тифлисской духовной семинарии. 1879-80 года-учитель Горийском уезде. С августа 1886 по март 1895 г — священник в селе Арзни ( в декабре 1886 года открыл церковно-приходскую школу, а в мае 1889 посетил новую церковь) 1895-1898 – священник в Двине. В 1897-1899 годах обучался в Казани на Миссионерских курсах. В 1899-191?-настоятель православного армянского прихода в Вагаршапате (Эчмиадзине). Перевел на армянский язык православную литургию. 1911 год-законоучитель в Елисаветполе. С декабря 1911 –по январь 1914-в Карсской области. В апреле 1915 года-протоиерей. В 1914-1916 – законоучитель училища в городе Ольты Карсской области ( В 1909 году награжден орденом Святой Анны 3-ей степени) Почил около 1917 года.
17) (Вениаминов) каша Давид бар Юханнан Бит-Биньямин – село Кявси, Урмия, родился в 1862 году. В 1883 году принял Православие в Тифлисе. 1890-е года – в России (Екатеринославская губерния). В марте 1898 года сопровождал епископа Мар-Ионана в Петербурге. Помогал в Урмии первому начальнику Русской миссии иеромонаху Феофилакту. В 1900-е года подолгу жил в России. 1908-1913-Армавир. В 1918 году с беженцами ушел из Урмии. Жил в Тавризе. В 1923 году Русским заграничным Синодом запрещен в священстве. 1926-1927 годах – Урмия. 1928 г.-Тегеран. Дальнейшая судьба неизвестно.
Вениаминова (Сванидзе), Пелагия Борисовна – село Койласар. Дочь каша Бориса. В 19122-1916 годах смотрительница училища в селе Самоват, Карской области, почил в Тбилиси в 1980 – годах…
18) Гиваргиз, Авдышо (Георгиев Авдий) – с. Гюльпашан, Урмия.
Родился в 1888 году. С 1903 по 1907 года- учился в училище Русской Православной миссии в Урмии. В 1911 году посвящен в диаконы Мар-Илией. Преподаватель училища при миссии, переводчик с русского на ассирийский язык многих учебных книг. Во священники рукоположен в 1913 году. После 1910 годов оставил священство. Позже заповедовал Ассирийской школой в Тифлисе. Арестован в августе 1938 года и осужден. Умер в апреле 1946 года в ссылке в Республике Коми (СССР)
19) Гиваргизов (Георгизов) Константин Исаевич (Ишоевич) – село Койласар.
Родился около 1870 года. Окончил училище в Койласаре. В 1895-1900 года – псаломщик в Камарлу. 1900-1903 года – учитель в Арзни. С лета 1903 года священник селе Урмия Эреванской губернии, а с августа 1905 года- священник в Норузлу-Камарлинском приходе. Апреле 1915 уволен за штат. В советское время оставил священство. (НЕ ПОНИМАЮ С КАКОЙ ЦЕРКВИ)
20) Даниилов Елисей (Илиша) – священник, село Мурадалуви, Урмия.
Родился около 1870 года. Обучался училище Английской миссии в Урмии. В 23 года посвящен во священники епископом Мар-Гавриилом. По открытию Русской миссии присоединился к Православию. С 1902 года-член переводческой комиссии. С 1903-1914 годов – преподаватель в городском училище при миссии. Авторитетный знаток древнесирийского языка. Духовник православных священников Урмии – 1906 год. Руководил всеми изданиями Русской миссии на древнесирийском языке. В 1915 году пребывал с беженцами в Тифлисе. Весной 1917 году – упоминается в Урмии.
21) Данилов Илия – шамаша.
Родился в 1813 году в Урмийской области в семье священника. 1830 г. – шамаша (Посвящен Мар-Бишо). Вскоре переселился в Койласар. В период с 1832 года по 1840 год путешествовал по России, Турции. В 1840-41 присоединился к Православию вместе с жителями Койласара. В период с 1842-1845 годов переводил на ассирийский язык православные Богослужебные последования (помогал в этом архимандриту Паисию). Экзарх Грузии архиепископ Исидор намечал его на место священника, так как он был “сравнительно не плохо образован, свободно читал и писал на своем языке (1845 г.). Был причетником при Койласарской Церкви.
22) Иванов Александр Яковлевич – село Койласар.
Священник. Родился в 1854 году.
В 1860-училище Койласара. В 1880-1883 годах – Тифлисская духовная семинария. В 1880-1883 годах – священник в Арзни, затем в Александро-Невском соборе в Елисаветполе (Гяндже). В августе-сентябре командировался в Урмийскую область для выяснения желания несториан соединиться с Православной Церковью. Июнь 1908 года – председатель уездного отдела Елисаветпольского епархиального училищного совета. Служил в Елисаветполе до конца жизни. (Умер около 1912 года).
23) Иванов Сергий Иосифович (каша Саргиз бар Мурадхан) – священник. Родился 1883 году в селе Урмия Эриванской губернии. Родители из села Атлакенд. В 1900-1905 годах – псаломщик в Ново-Михайловке и Урмии. В 1906-1914 годах – священник в селе Урмия, Эреванской губернии. С 1915 года – Кубань. 1922-1924 – священник в Лабинске. 1924-1930 – жил в селе Урмия (на Кубани). Умер в 1930 году.
24) Ильан Иоанн (Юханна) – Урмия, священник, родился в 1808 году. Образование домашнее. Некоторое время служил при американском училище в Урмии. В 1840-е года переселился в Россию. С конца 1840 годов по 1864 год был священников в селе Койласар. Затем до 1871 года в селе Гёль-Айсор. После увольнения за штат жил в Койласаре. В 1850 году имел сообщения с Мар — Шимуном Аврахамом. Умер 15 ноября 1878 года.
Ильин Николай Иванович – сын Юханны, родился в 1852 году. В 1871 году поступил в Тифлисскую семинарию (не окончил). С 1884 года по лето 1886 года – священник в селе Арзни, затем до 1895 – священник в селе Двин-Айсор. С 1895 года по 1910 год – священник в Гёльль-Айсор. С 1 января 1911 года – за штатом. Умер не ранее 1912(13) года. (*)
26) Ильяев Моисей (каща Муще) – Священник. В 1885 году экзархом Грузии архиепископом Павлом по присоединении к православию был назначен окормлять приход из 20-ти бывших несторианских семейств, поселившихся в Душетском уезде Тифлисской губернии.
27) Авраам Иосифоф – село Гютапа, Урмия.
Родился в сентябре 1879 года. Окончил училище Английской миссии в Урмии. 1902-1904 годов – Миссионерские курсы Казани. В августе 1904 года назначен Святым Синодом в стостав Урмийской миссии. Исполнял обязанности учителя младших классах и надзирателя в городском училище Русской миссии. В январе 1906 года посвящен в диаконы епископом Мар-Илией. В июне 1906 года отчислен из состава миссии. С осени 1907 года по 1913 год служил диаконом в России (в Астраханской епархии). Вернулся в Урмию, дальнейшая жизнь неизвестна.
28) (Иса) каша Яусип бар шамаша Иса Бит каша Мальхам – село Мар-Курьякус (Умра), Диза.
1920 года – г. Таганрог. Переписывал Богослужебыне рукописи, составлял дурики В начале 1930-х годов умер в Таганроге в сане священника.
29) Исаев Бадал (Богдан) – село Койласар. Родился в 1830-е года. В 1850-1860 годах причетник в Койласарской Церкви. В 1862 году был назначен архимандритом Софронией заведующим церковно-приходской школой в селе. В последующее время был диаконом (посвящен в 1864 году) и учителем в школе. Около двух лет обучался в Тифлисской духовной семинарии. Умер 28 сентября в 1894 году в Койласаре.
30) Исаев Константин Бадалович – село Койласар, священник.
Родился в 1860-е года (сын шамаши Бадала). Учился в Тифлисской духовной семинарии. В 1890-е года – священник в селе Урмия, Эриванской губернии. Затем – разные приходы в Закавказье. 1913-1914 года – православный приход в Самовате, Карсская область. В феврале 1916 года – Арзни. 1920-1922 года – Лабинск. Умер в Эриванской губернии в 1923 году.
31) … каша Лазарь
Священник, в 1862 году был послан архимандритом Софонией из Койласара к патриарху Мар-Шимуну по вопросу о воссоединении несториан с православием.
32) (Пира) каша Михаил – село Дыгаля, Урмия. В 1859 году в Иерусалиме (В Русской Православной миссии) и в 1861 году в Санкт-Петербурге зодатайствовал о присоединении урмийских несториан к Русской Православной Церкви и о присылке в Урмию русских миссионеров. Дело имело продолжение в виде командировки к несторианам посланника Святого Синода архимандрита Софонии (Сокольского) в 1861-1862 годах. В 1870-е года служил в селе Дыгаля. В 1871 году подписывался, как “протоиерей Михаил Пироев” и по ассирийски “Аркянкашиша”.
33) Саргизов (Саркисов, Бит-Саргиз), Михаил Иосифович – село Койласар. Священник. Родился 1 октября 1876 года. Окончил сельское училище. В 1896 году – псаломщиик в Эриванской Соборе. В апреле-декабре 1897 года сопроваждал священников В.Синадского и Симона Алаверанова в поездке в Урмийскую область в Персии для подготовки дела о присоединении несториан к Православию. В ноябре 1898 года указов Святого Синода назначен в состав Урмийской миссии и 4 декабря посвящен в сан диакона (в Тифлисе). С 1898 по декабрь 1906 года – служил в Русской Урмийской миссии. В 1905 году – награжден медалью “За усердие”. В конце 1906 года переведен, согласно прошению, на службу в Россию. 25 декабря 1906 года посвящен во священники экзархом Грузии архиепископом Никоном с назначение в село Койласар. До 1918 года – священник в Койласаре. В 1920 году упоминается в селе Арзни. В ноябре 1924 года приезжал в Москву. В октябре 1927 года упоминается как “протоиерей”. В 1927-1931 года – город Юзовка, служил среди ассирийцев. Репрессирован по доносу в 1940-41 годах. Почил по освобождении в середине 1940-х годов.
Фото: Эреванские Священники с женами
Фото: Эреванские православные ассирийские священники с женами
34) (Саядов) каша Аврахам бар Саяд Бит-Айвал – село Мушава, Урмия.
Родился в 1876 году. С 1915 года – Армавир (шамаша). В 1933 году после смерти каша Юханны, ездил в Краснодар и получил посвящение во священники от епископа Русской Православной Церкви. В середине 1930-х годов выехал в Иран.
35) Иеромонах Ушанов Григорий (Гиваргиз Лазар Ушана) – село Гюгтапа, Урмия. Родился в 1887 году. Окончил училище Английской миссии в городе Урмии. По прибытии миссионеров Русской Православной Церкви принял Православие. С ноября 1902 года – учитель Православного училища в Урмии. 22 мая 1905 года – пострижен в монашество начальником Русской Православной миссии архимандритом Сергием, а 5 июня посвящен в диаконы епископом Мар-Илией. Имя Григориюс получил в монашестве. 29 октября 1906 года рукоположен в иеромонахи епископом Мар-Аврахамом Савришо (по указу Святого Синода). Был наблюдателем сельских школ Православной миссии. С мая 1908 года по ноябрь 1910 года – заведующий ассирийским храмом в Тифлисе. ПО возвращении в Урмию-наблюдатель за сельским духовенством, редактор ассирийской газеты “Православная Урмия”. 1912 – лето 1913 годов салмасское отделение Урмийской миссии. С июля 1913 года заведующий подворьем Урмийской миссии в Тифлисе. Декабрь 1913-1914 года – редактор и издатель (совместно с А.Бадаловым) журнала “Мадынха” в Тифлисе. В 1915 году возведен в сан игумена. Вернулся с миссией в Урмию. В конце 1916 года “уволен в отпуск в Россию”. Был в Тамбове, Саратове и других местах. В 1920-1921 годах – учитель ассирийской школы в Тифлисе. Почил в 1922-23 г. В Арзни. В 1925 году “Хояд-Атур” поручало И. Морагулову собрать и переслать в Москву оставшиеся после “ассирийского писателя Григория Ушанаева литературное наследство”. Судя по ответу, в 1926 году, его рукописи находились при Совнацмене Армении.
Публикации: в 1905-1907 годах в Урмии изданы его “Азбука” и ”Книга для чтения”. В 1922 году в городе Тифлисе им напечатан учебник, составленные Зайей Бит-Ясуп, “Раби-д-сабыйи” (62 стр.)
36) Хошабов Иоанн (Юханнан) Иосифов – село Супурган, Урмия.
Родился в 1890-е года. В 1912 году окончил городское училище Русской миссии в Урмии. 26 мая 1914 года посвящен во диаконы епископом Сергием, начальником миссии. В 1915 года – с беженцами в Тифлисе. Упоминается в Урмии до 1917 года.
37) Отец его: священник Исаев (каш. Иосип д-Ишая Хошаба). Родился около 1870 года. Учился в сельской школе Американской миссии и в городском училище Английской миссии. Учительствовал в урмийских селениях. Во священники посвящен 16 феврался 1904 года епископом Мар-Ионаном. Священник и благочинные церквей Северного Урмийского округа. В 1915 году – с беженцами в Тифлисе. Аосле 1918 года – в Ираке (Мосул, Багдад). Почил 22 июля 1925 года в Багдаде.
38) Шахбазов (Шабазов) Николай Иванович – село Койласар. Священник. Родился в 1878 году, Учился в Эриванской учительской семинарии. До 1903 года – учитель (Сурмалинский уезд Эриванской губернии). 21 сентября 1903 года посвящен во священники в селе Арзни. С 1906 года по 1918 год – священник в Шахрияре
Епископы
1. МАР ИЛИЯ АВРАХАМ
1) Мар-Илия Аврахам – село Армутагач, Урмия. Родился в 1858 году. Окончил колледж Американской миссии в Урмии. Учился в епископальной семинарии в Нью-Йорке. Священник с 1896 года (АРХИДИАКОН). С рождения – нащрей, “натыр-курси”, т.е. наследник епископской кафедры (в его роду около 20-ти епископов). В марте 1898 года сопровождал Мар-Ионана в его поездке в Санкт-Петербург для соединения с Русской Церковью. До 1903 года – в России (был вольнослушателем Санкт-Петербургской и Киевской (1899 г.) духовных академий). 25 января 1904 года архимандрит Илия посвящен в епископа Тергеяварского в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Возглавлял хиротонию митрополит Санкт-Петербургский Антоний. Выехал в Урмию и вместе с Мар-Ионаном управлял православными селами. С июня 1911 года его титул – епископ Супурганский и Урмийский. С декабря 1914 по март 1915 года во время оккупации в г. Урмии турками, скрывался в Американской миссии. В 1915 году выехал в Москву, где жил в монастыре. В 1916 году награжден оредном Святого Владимира 3-ейстепени. Вернулся в Урмию. В 1918 году вместе с беженцами отступил в город Хамалан. 1920-е года – Тавриз. В 1920-е года управлял православной паствой и подчинялся Русскому Заграничному Синоду (в Сербии). Был известен как прекрасный проповедник. Почил в декабре 1928 года в Урмии. Погребен в храме Мат-Мариам.
Обретение мощей Мар Илии
Мощи были первоначально похоронены во дворе за пределами церкви Март Марьям в 1928 году, но после того как они были обнаружены в 1950-х годах, они были найдены нетленными. Они были перезахоронены в 1950, но на этот раз внутри церкви, и православные ассирийцы вместе с Юнан Мирзу приобрели мраморную гробницу и плиты с гравировкой, чем сейчас и накрыты мощи. Но через несколько лет после этого иранское правительство удовлетворило просьбу Церкви Востока, чтобы занять все ассирийские церкви в Урмии, даже те, что когда-то были православными. Так что теперь Церковь Март Марьям относится к Ассирийской Церкви Востока. Мар Илия на самом деле не «воевал» против ереси. Он на самом деле просвещал людей православием собственной жизнью. Мар Элия не нёс меч, он нес крест, и он не заставлял людей становиться православными, он убеждал их через идеальный пример своей высокодуховной жизни, своим хорошим пониманием богословия.
2. МАР ИОНАН СУПУРГАНСКИЙ И УРМИЙСКИЙ
Мар-Ионан – епископ Супурганский и Урмийский. Родился этот подвижник Христов около 1835 года в Тергяваре. Мар-Иоанна был сын каши Маравгула, из епископского рода. Священником он стал с конца 1850-х годов, затем-архидиакон. Епископ с июня 1874 года (посвящен патриархом Мар-Шимуном Рувелом). Кафедра находилась в селе Супурган. После убийства в 1896 году Мар-Гаврииля управлял всеми несторианскими приходами в Урмийской области. С 1890-х годов вел переговоры о присоединении к Русской Православной Церкви. В марте 1898 года ездил с делегацией из духовенства в Санкт-Петербург, где торжественно присоединен к Православной Церкви. Вернулся в Урмию вместе с организованной духовной миссией. Управлял урмийской православной паствой до смерти 26 апреля 1910 года. Отпевание совершил Мар-Илия в сослужении начальника Русской Православной Мисси архимандрита Сергия и многочисленного духовенства. Погребен в супурганской Церкви.
Мар Ионан
После молитвы у Здания Русской Православной Миссии
Похороны Мар Ионана многочисленной православной ассирийской паствой
3. МАР САВРИШУ АВРАХАМ
Мар-Савришу Аврахам – епископ Мар-Саргзский. Родился около 1840 года в Тергяваре. С 1888-1890 годов – епископ в селе Шейбани в Тергяваре. В 1890-е ггоды – переселился в Урмийскую область. В 1899 году присоединился к Православию в епископском сане. С 1904 года – епископ в селе Мар-Саргиз в Урмии. Почил 21 мая 1913 года. Похоронен миссионерами Русской Православной Церкви в храме села Мар-Саргиз.
4. МАР ИОАНН ГЕВОРГИЗОВ
Мар Иоанн Геворгизов (Мар Юханнан Шлимун) – епископ Урмийский и Салмасский. До Посвящения во епископы – каша Муще Шлимун (или священник Моисей Геворгизов) – село Дыгаля, Урмия.Родился 1870-е года. Окончил училище Англиканской миссии. Диакон. В конце 1890-х годов ездил по России (Казанская и Саратовская губерния). Принял Православие. С 1902 года прподаватель в училище Русской Православной миссии в Урмии. Член переводческой комиссии. В 1906 году посвящен во священники Мар-Илией. Священник в селенияхх Гюльпашан и Тармани. В период с ноября 1910 года до лета 1913 года – настоятель ассирийского Православного Храма в городе Тифлисе, сменил на этом посту иеромонаха Григория Ушанова). В 1913 году возвращен в Урмию и назначен заведующим отделением миссии в Сульдузе. В декабре 1914 года – эвакуация с беженцами в Росиию. До июня 1915 года заведовал беженскими пунктами Эреванской губернии. В июне – возвращен в село Урмия. Октябрь 1915 – осень 1916 годов – священник при салмасском отделении миссии. Октябрь 1916 – лето 1918 годов – священник домой Церкви русской Православной миссии. Июль 1918 года – уход с народом в Хамадан и далее – в Ирак. С начала 1920-х годов священник Православного Св. Андреевскогоприхода в Багдаде. Подчинялся Русскому Заграничному Синоду (1926 г.). Получил сан протоиерея. В ноябре 1931 года – в Сербии у митрополита Антония (Храповицкого). В 1931 году 13 декабря в Белграде посвящен во епископа Урмийского и Салмасского для окормления православных ассирийцев в Ираке (накануне пострижен в монашество с именем Иоанн). Участник Карловацкого Собора в 1938 году. Пытался воссоединиться с Московской Патриархией в 1945 году. С 1952 года – в Америке, жил на покое в русском Ново-Дивеевском монастыре. Почил 25 марта 1962 года и похоронен на монастырском кладбище. Его публикации: в 1909 году в Урмии в тип. Русской миссии издана книга на ассирийском языке: ”О необходимости религиозного единения сирийцев Урмии на почве Православия”. Тираж – 300 экземпляров.
5. ЕПИСКОП ИСААК АЛХАС
«Бог указывает нам на Свою Церковь, прославляя чудесами святых. «Моя Церковь — Православная, и никакая другая»,- говорит Нам этим Христос».
Православный ассирийский епискоа, Исаак Алхас, сотворил в своей жизни множество чудес. Его имя очень значимо для православных ассирийцев, плоды его дел приносят пользу и по сей день. Он запомнился ещё и тем, что построил известную церковь Мар Гавра, в с. Гилани (Ирак).
Он известен среди православных ассирийцев Ирака, как святой Божий угодник, несмотря на то, что Церковь пока его ещё не канонизировала, в народе его почитают святым. Спустя 20 лет после смерти после раскрытия гробницы его тело оказалось нетленным, а сама гробница была наполнена миром! Это великие чудо и подтвердило его святость. Этим самым прославлением, Господь укрепил нас, православных ассирийцев, снова утвердив, что Его церковь-православная, и путь в Его Царство лежит через Православную Церковь!
Ассирийские православные священники, подведомственные Русской Православной мисии в Урмии (предварительный список)
1. Каш. Авдышо Аврахам [Тиари]. Род. ок. 1848 г. Свящ. с 1876 г. С1901 г. — беженец в Урмии. В сент. 1902 г. присоединился к православию.
2. Каш Авдышо Гиваргиз (Георгиев) — с. Гюльпашан. Род в 1888 г. Свящ. с 1913 г. (посвящен Мар-Илией). С дек. 1914 г. — в России (Ростов-на-Дону, Армавир, Тифлис). 1920/30-е гг. — Тифлис. Репресс, в 1938 г. 1 1946 г.
3. Каш. Авдышо — с. Амбы, Тергявар. Православный с 1913 г. В сер.
1920-х гг. — Иран.
4. Каш. Аврахам — с. Гюгтапа. Род. в 1830/40-е гг. Свящ. с 27 лет.
Участник Урмийского правосл. Собора 1906 г.
5. Каш. Аврахам бар Саргиз б. Гиваргиз — с. Ширабад. Род. в 1820-е гг. Свящ. с нач. 1860-х гг. Православный с 1898 г. Участник Собора 1906 г.
6. Каш. Аврахам бар устад Шаху (Сархошев) — г. Урмия. Род. в ЦЦ г. Во священники посвящен Мар-Ионаном в июне 1903 г. ^частник Собора 1906 г.
7. Kaш. Лйваз бар Биньяиин б. Инвия — с. Назы. Род. в 1830-е гг Свящ с 1850-х гг. В 1898 г. принял православие. Ок. 1901 г.—ото¬шел от Русской миссии.
8. Каш. Александр бар каш. Авдышо 6. Малик-Тарверая — с. Яв- гиджа. Род в 1871 г. Посвящен Мар-Ионаном в 1895 г. Православ-ный с 1898 г. Участник Собора 1906 г.
9. *Каш. Александр (Санду) бар Муще 6. каш. Алхас (Алхазов) — с. Гюгтапа. Род в 1891 г. Свящ. с 1914 г. (посвящен нач. Урм. мис¬сии еп. Сергием) в храме с. Хусрава. С кон. 1914 г. по 1921 г. — Россия (Тифлис, Армавир, Ростов-на-Дону). 1920-е гг.—организатор «Хояд-Атур» в Москве. Репрессирован, ю.
10. Каш. Бадаль бар Ушана б. Илия — с. Джениза. Род. в нач. 1840-х гг. Православный с 1898 г. Ок. 1900 г. отошел от Русской миссии.
11. Каш. Биньямин Саргиз — с. Чарбаш. Род ок. 1825 г. Свящ. с 1860-х гг. Православный с 1898 г. 17 авг. 1905 г.
12. Каш. Биньямин бар Путрус б. Биньямин (Петросов) — с. Муша- ва. Род в 1867 г. Свящ с 1891 г. (посвящен Мар-Ионаном). Учасник Собора 1906 г. t в 1920-е гг. в Урмии (?).
13. Каш. Биньямин бар каш. Шаллыта б. каш. Исмаил — с. Алкай. Род ок. 1850 г. Свящ с 1882 г. (посвящен Мар-Савришо). Участ¬ник Собора 1906 г.
14. Каш. Гаврииль — с. Мар-Саргиз. Брат Мар-Савришо-Аврахама. Род в нач. 1850-х гг. Православный с 1898/99 г. Участник Собора 1906 г.
15. Каш. Гаврииль бар каш. Муще (Моисеев) — с. Ула, Саламас. С 1901 г.—шам. С 1910 г.—свящ. В 1915 г.—беженец в Тифлисе.
16. Каш. Гиваргиз бар Агахан б. Ильяс — с. Тармани. Род ок. 1870 г. Свящ с 1890 г. Православный с 1898 г. 1 1906 г.
17. Каш. Гиваргиз бар Мирза — с. Куртапа. Свящ с 1905 г. (посвя¬щен Мар-Илией). Участник Собора 1906 г. До 1918 г. — Урмия. 1918 г. с беженцами — Хамадан, Мосул. 1926 г.—Багдад В 1928 г. вернулся в Урмию.
18. *Каш. Гиваргиз бар Ушана б. Беджан (Беджанов) — с. Ада. Род в 1866/70 г. 1895 г. — свящ (посвящен Мар-Ионаном). С 1898 г. — православный. Участник Собора 1906 г. 1920-е гг. — Урмия.
19. *Каш. Гиваргиз бар Ушана б. Ядгар — с. Караджалу. Род. в 1867 г.
С 1888 г. — свящ. (посвящен Мар-Ионаном). С 1898 г. — право-славный. 1906 г.—участник Собора. 1915 г.—Тифлис. 1920-е гг.—
Ростов-на-Дону.
20. Каш. Гиваргиз Юханов — с. Гявилан. Свящ. в с. Балав с 1906 г.
С1915 г. — беженец в Тифлисе.
21. *Каш. Григориюс (Гиваргиз) Ушана Лазар — с. Гюгтапа. Род. в 1877 г. Свящ. (иеромонах) с 1906 г. (посвящен Мар-Аврахамом Савришо). 1908-1910 гг.—Тифлис. 1912-1913 гг.—Саламас. С июля 1913 г. — Тифлис. 1915-1916 гг. — Урмия. 11922/23 г.
22. Каш. Давид бар Гильяна б. Рехана — с. Икиагач. Род в 1870 г. Свящ с 1890-х гг. Участник Собора 1906 г. С 1915 г. — Тифлис. С 1917 г. — Урмия.
23. Каш. Давид Ионан. Упоминается в 1915 г. в Тифлисе в числе беженцев из Урмийской миссии.
24. Каш. Давид бар каш. Саргиз — с. Дыгяля. Род ок. 1850 г. Свящ с 1875 г. Православный с 1898 г. Участник Собора 1906 г.
25. *Каш. Давид бар Юханнан б. Биньямин (Вениаминов) — с. Кяв- си. Род. в 1862 г. Православный с 1883 г. (Тифлис). 1906 г.—участник Собора. 1920-е гг. — Иран (Тавриз, Урмия, Тегеран).
26. *Каш. Зайя (Зиновий) бар Агаси б. Талья — с. Икиагач. Род ок. 1870 г. Свящ в с. Зумалан (посвящен Мар-Ионаном). Участник Собора 1906 г. 1920-1930-е гг.: Армавир, Тифлис. Репресс. в 1937 г.
27. *Каш. Илиша Данииль — с. Мурадалуви. Род ок. 1870 г. Свящ с 1890-х гг. (посвящен Мар-Гавриилом). Православный с 1898 г. Член переводческой комиссии (1902 г.). В1906 г. — участник Со¬бора. В 1915 г. — беженец в Тифлисе. 1917 г. — Урмия.
28. Каш. Илия — с. Ардишай. 1906 г. — участник Собора. 1920-е гг. — свящ в с. Ардишай.
29. Каш. Илия б. Хосро. С 1870-х гг. — свящ в Мергяваре (посвящен Мар-Гавриилом). В нач. 1900-х гг. правосл. свящ в с. Кизилашик и Балав.
30. *Каш. Илия Шимун (Симонов). Весной 1917 г. упоминается в Урмии.
31. Каш. Ионан бар Муще б. Ионам—с. Гявилан. Род. ок. 1870 г. Свящ. с 1903 г. (посвящен Мар-Ионаном). В 1906 г. — участвовал в у р. минском православном Соборе.
32. Каш. Ионан Гаврин ль — с. Мавана, Тергявар. Во свящ. посвящен в 1913 г. Мар-Илией в с. Мавана. В1915 г. — беженец в Тифлисе.
33. Каш. Ионан Гиваргиз (Геваргизов) — с. Чарбаш. Свящ с 1905 г. (посвящен Мар-Ионаном). В 1906 г. — участник Собора. 1913** 1914 гг. — в Сульдузеком отделении Русской миссии.
34. Каш. Иосип бар Инвия б. Илия — с. Анхар. Род. в 1838/42 г. Свящ. с кон. 1860-х гг. (посвящен Мар-Шимуном). Православный с 1898 г. Входил в переводческую комиссию Русской миссии (1902 г.)
35. Каш. Иосип бар Марогул б. Ионан — с. Супургаи. Род. ок. 1830 г. Брат Мар-Ионана. Православный с 1898 г. t в нач. 1903 г.
36. *Каш. Иосип бар Ишая Хошаба (Хошабаев, Исаев) — с. Супур- ган. Род ок. 1870 г. Свящ с 1903 г. (посвящен Мар-Ионаном). Участник Собора 1906 г. 1915 г. — беженец в Тифлисе. С 1918 г.—Ирак. 11925 г. в Багдаде.
37. Каш. Исранль Инвия Правосл. свящ в Хаббаиии (в Ираке) (1950 г.)
38. *Каш. Исхак бар Аврахам Арсанис — с. Дыгяля. Свящ с 1912 г. (в с. Ада). С конца 1914 г. — Тифлис, затем Армавир. 1917 г. — Урмия.
39. Каш. Исхак бар Бадаль б. Путрус — с. Чамакия. Род. в 1855 г. Свящ. с 1880 г. (посвящен Мар-Ионаном). Правосл. с 1898 г. В 1906 г. — участник Собора.
40. Каш. Ишо (Ишая) — с. Гюльпашан. Род. ок. 1850 г. Православ¬ный с 1898 г. В 1906 г. — участник Собора.
41. Каш. Муще бар Алхаз б. Саргиз Корчага — с. Абделькенди. Род в 1862 г. Свящ с 1892 г. (посвящен Мар-Ионаном). Православный с 1898 г. Участник Собора 1906 г. t мученически в кон. 1914— нач. 1915 г. Отказался отречься от Христа.
42. *Каш. Муще Шлимун Гиваргиз (Геваргизов) — с._/Т ыгяля. Род в 1870-е гг. Православный с 1898 г. Свящ с 1906 г. (посвящен Мар- Илией). Свящ в с. Гюльпашан и Тармани. 1910-1913 гг. — Тифлис. 1915-1916 гг. — Саламас. После 1918 г. — Ирак. В 1931 г. — посвящен во епископы с именем Мар-Юханнан. 1 1962 г. в США.
43. Каш. Павел (Баба) Хошаба — г. Урмия (Мат-Марьям). Свящ. с 1894 г. (посвящен Мар-Гавриилом). Православный с 1898 г. В 1901 г. разошелся с Мар-Ионаном.
44. Каш. Полус бар каш. Гиваргиз б. Агахан Ильяс—с. Тармани Род. в сер. 1890-х гг. В 1930-е гг. — правосл. свящ в Ираке. 11940 г.
45. Каш. Полус Юханов (Иванов) — с. Армутагач. Род. в 1873 г. Свящ с 1894 г. (посвящен халд. еп. Мар-Тумой Оду). С 1901 г. — православный. 1900/10-е гг. — Урмия и Россия. 1920/30-е гг. — священник в Урмии. В 1930 г. — католик (с. Ада).
46. Каш. Путрус бар Айваз б. Ионан — с Ирьява. Род. ок. 1858 г. в Гяваре. Свящ. с 1882 г. (посвящен Мар-Юханнаном). Православ- гый с 1898 г. В 1906 г. — участник Собора.
47. Каш. Садок (Григорий)—с. Тулякки, Тергявар. Православный с 1913 г. В 1920-е гг. вернулся в несториаиство.
48. Каш. Саргиз бар Айваз Бадалов — с. Абаджалу. Род. в 1869 г. Свящ с 1896 г. (посвящен Мар-Ионаном). Православный с 1898 г. (вместе с Мар-Ионаном — в С.-Петербурге). В 1906 г.—участник Собора. 1900—1910-е гг. жил в Урмии и на Кавказе. 1929—1945 г. свящ в Казвине. 11951 г.
49. Каш. Саргиз Биньямин (Айвазов)—с. Такя. Род. ок. 1870 г. Свящ с 1898 г. (посвящен Мар-Хнанишо). Православный с того же года. В 1902 г. — в переводческой комиссии Русской миссии. В 1906 г. — участник Собора. В 1920-е гг. — свящ в своем селении.
50. Каш. Саргиз бар Ушана б. Баба б. Авдышо — с. Абаджалу. Род. в 1872 г. Свящ с 1903 г. (посвящен Мар-Ионаном). В1906 г.—участник Собора.
51. Каш. Сархош Гиваргизов — с. Назы. Свящ в 1910-е гг. В 1915 г. — беженец в Тифлисе.
52. Каш. Тамраз (Тимофей) бар Варда б. Ионан—с. Караджалу. Род. в 1870/72 г. Свящ. с 1890-х гг. (посвящен Мар-Ионаном). Право-славный с 1898 г. Участник Собора 1906 г.
53. Каш. Тарверды (Богдан) бар шам. Инвия б. каш. Биньямин — с. Дизатакя. Род. в 1875 Свящ. с 1898 г. (посвящен Мар-Хнани- шо). Вскоре — православный. Участник Собора 1906 г. В 1908 г. отстранен от служения.
54. Каш. Ушана (Иосиф) бар Ишобек бар Хан-Баба — с. Супурган. Свящ, с 1886 г. (посвящен Мар-Савришо). Православный с 1898 г. После 1901 г. возвратился в несторианство.
55. Каш. Тума Мухаттас — с. Ада. Род. ок. 1850 г. В1902 г. — свящ в с. Ада.
56. Каш. Шикун Аврахам—с. Дизатакя. Посвящен во свящ в 1905 г. Мар-Илией.
57. Каш. Шлимун Айваз (Эйвазов) — с. Ирьява. Свящ с 1910-х гг. В 1915 г. — беженец в Тифлисе. В 1917 г. — в Урмии.
58. Каш. Шлимун Давид (Давидов). В 1913 г. посвящен в диаконы Мар-Илией. В 1915 г. — беженец в Тифлисе.
59. Каш. Шлимун Илия (Илиин)—С-Мурадалуви. Посвящен в 1913 г. Мар-Илией во свящ в с. Карагез.
60. Каш. Шлимун Исмаил (Измаилов) — с. Ка рала ры. В 1906 г. посвящен во свящ Мар-Илией в с. Бабары. В 1920-е гг. служил правосл. свящ в с. Каралары.
61. Каш. (Аркян) Юханнан б. Аврахам (Авраамов) — г. Урмия (Гёлъ- паталихан). Род в 1848 г. Свящ с сер. 1870-х гг. (посвящен Мар- Гавриилом). Православный с 1901 г. В 1906 г. — участник Урмийского православного Собора.
62. Каш. Юханнан бар Шимун б. Юханнан — с. Дизатакя. Род ок. 1840 г. Ок. 1880 г. посвящен во свящ еп. Мар-Савришо. Право-славный с 1898 г. 1 1906 г.
63. Каш. Юханнан бар каш. Ядгар б. Гиваргиз д-Мар-Юханнан — с. Гявилан. Род ок. 1870 г. Свящ с нач. 1890-х гг. (посвящен патр- Мар-Шимуном). Православный с 1898 г. 1906 г.
64. *Каш. Якуб бар Бииьямин б. Бабахая (Бабаханов) — с. Супур¬ган. Род в 1853 г. Свящ с 1898 г. (посвящен в С.-Петербурге). До 1917 г. упоминается в Урмии.