Участвует ли сам человек в своем спасении?
Спасает нас Бог, поэтому Он и называется Спасителем, Единственным Спасителем. Но спасает Он нас не без нас. Бог предлагает — мы откликаемся. Или вот говорят: «Спасает нас только вера во Христа». Что значит «только вера»? Вера для нас открывает спасение, т. е. благодаря вере мы приходим к спасению. Как мы получаем спасение? Трижды погрузившись в купель и призывая имя Отца и Сына и Святого Духа, получив дар Святого Духа и причастившись Тела и Крови Христовых. Вот таким образом мы получаем спасение. Дальше спасение усваивается нашим сотрудничеством с Богом, перестройкой нашего разума, появлением духовного разума, перестройкой нашего сердца в духовное сердце, перестройкой нашей воли и т.д. — вот это и есть участие наше в спасении, но спасает нас Бог.
Можно ли судить католиков и протестантов или представителей других религий?
Судить нужно вероисповедование протестантов, католиков и представителей других религий, но не людей. Когда спрашивали святителя Феофана Затворника: «Спасутся ли католики?», — он говорил: «Не знаю, спасутся ли католики, но если я стану католиком, я не спасусь». Это не говорит о том, что он безразлично относился или говорил, что спасутся люди вне Церкви, он переключал наше внимание на другое. Мы должны осуждать ересь, а не человека. Огромная ошибка проповедников, когда они начинают гнобить людей, говоря, что, мол, ты грешник, в грязи весь валяешься. Господь так не делал, и апостолы так не делали. Апостолы возвещали благую весть о спасении, а потом говорили: заповеди Божьи такие и такие, узнаете себя в некоторых? Знаешь, что за это будет? Знаешь, как исправиться? Я вам рассказываю, как исправиться.
Такая проповедь имеет успех. А когда человек говорит не о Боге, а начинает грехи другого человека обличать, то пользы особой не будет, только озлобление получится. Поэтому разумные миссионеры, осуждая ересь протестантов, католиков, мусульман, иудеев и других, о них самих суд не выносят. Потому что, как говорил апостол Павел, «что мне судить и внешних» (1 Кор. 5, 12). Себя судите, а внешних осудит Бог.
Какие плоды у католицизма и протестантизма?
Конечно, плоды есть. Святость в Римо-католичестве в классическом смысле исчезла, по сравнению с тем, как было в Риме до отпадения Запада. А возникла проблема страшных сатанинских ересей, которые ничем не сдерживались. Напомню, что в православии таких массовых движений не было. Истинную Церковь защищает Дух Святой. Попытки инквизиции — это попытки человеческими силами сдержать злую силу, которую сдержать нельзя. Церковь Божья действует не просто словами, но силой. Этой силы точно нет в протестантизме, и мы видим, к чему это привело. За 400 лет протестантизма от строжайшей дисциплины они скатились до оправдания гомосексуализма и других подобных вещей, мерзость которых очевидна всем.
Почему Бог оставляет жить людей, которые погибнут?
Первая причина. Благость Божия сильнее неправды грешников. Бог дает подарок человеку независимо от того, как он его употребит. Дар бытия важнее, чем злоупотребление человека. «Почему Бог светит и на праведников, и на грешников? Чтобы в день Суда воздать им за их неблагодарность» (святой Ириней Лионский).
Вторая причина. Бог использует тех, кто отказался следовать Его милости, для других целей. Например, в качестве бича — как наказание других грешников. Бог может использовать таких людей как способ передачи генетического материала (их дети уже станут праведниками). Бог иногда использует грешников как наглядное пособие, показывая, как не следует делать.
Согласно Библии, есть род существ, которые являются мятежниками с самого зачатия, — это люди. Бог так и говорит: «Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня» (Ис. 30, 9). Люди не просто игнорируют заповеди Божии, они их с возмущением отвергают. Крещение, покаяние — это безоговорочная капитуляция перед Богом. А как могут спастись те, кто находится в состоянии мятежа, кто не хочет капитулировать? Никак. Состояние капитуляции наступает тогда, когда человек слышит Истину. Когда человеку его личное мнение становится менее интересным, чем Истина. Тому, у кого появляется желание узнать Истину, Бог обязательно посылает миссионеров. Есть бесчисленные примеры, когда люди из разных уголков Земли, искавшие Бога (Истину), были приведены к Православной Церкви.
Сказано Богом: «Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим.3, 9); «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3, 20). Ересь Пелагия — любимая мысль человечества: «Никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Бог говорит человеку: «Станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться» (Ис. 43, 26). Бог говорит одно, мы делаем совершенно другое, еще за это и награду хотим. Это и есть проявление того же яростного, гневного мятежа против Бога. Просто рассказать людям о Христе Спасителе не получится, их это сильно возмущает. Почему? Мятежный род! Люди понимают, что им необходимо меняться, а они не хотят. В этом причина возмущения против Православной Церкви, против Евангелия Христова. Это мятеж против Создателя.
Каковы формы Божественного Откровения?
Божественное Откровение передается в двух видах: Священное Предание — самая древняя форма Откровения, то, что в Святом Духе люди передавали из уст в уста: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15); и Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы). Библия есть высшая каноническая часть Священного Предания.
Какая вера истинная?
Истинная вера происходит от Истинного Бога. Бог Истинный Тот, Кто создал Вселенную. Мы, христиане, верим, что только вера в Истинного Бога может спасти. Как говорил Бог через пророка Иеремию: «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его. Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер. 10, 10-11). Всякий, кто клянется не Творцу неба и земли, поступает безумно. В кого человек верит, так он и живет. Не может быть хорошим человек, который верит в плохое, у него идеал хоро-шести нарушен.
В чем проявляется искажение веры?
Для апостола Павла искажение веры — это нечестие, непочитание Бога, отступление от истины и разрушение веры. «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим. 2, 16-18).
Что открывает вера?
Доступ к интеллекту Бога. Доступ к силе Бога. Доступ к сердцу Божьему. Доступ к прямому богооб-щению. Вера всемогуща. Просто сама по себе вера не спасает, она спасает тем, что открывает доступ к Всемогущему Богу. Корень спасения — в Боге, с Которым соединяет вера. Вера — это инструмент богопознания, место действия Бога, но не сам Бог.
Как доказать божественность Иисуса Христа?
Бог не может быть без Сына, и Сын — «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр.1, 3). Сын — образ Личности (Ипостаси) Бога, поэтому Христос и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня…» (Ин. 14, 6), «видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 9—10).
Зачем Богу нужна жертва?
Нужно избавить человека от власти дьявола, грех совершается перед Богом. Бог гневался, потому что человек нарушал его заповеди. Нужна ли Богу Кровь Сына Божия? В Библии есть образ брака. Человек берет в жены женщину и берет на себя все ее долги. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 22-27).
За кого пострадал Христос?
За всех людей. «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). За многих изливается. Как возможность — за всех, в реальности — за многих. Те, кто не захотел принять эту жертву, просто будут сами отвечать за свои поступки. Крещеные гибнут за свои грехи. Некрещеные, которые слышали проповедь Евангелия и отвергли ее, будут отвечать еще и за это.