Одним из мотивов Распятия Христа был именно патриотизм. Когда «Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47-48), они беспокоились именно о том, что проповедь Христа о Небесном Царстве отвлечёт народ от борьбы за земное отечество.
В чем реальный смысл всех моих размышлений о месте (или безместии) национализма в Церкви. В том, что христиане забыли о самом существовании Церкви, как удивительного дела Бога. Для христиан Православная Церковь оказалась функцией от нации (национализм), государства или культуры. То, что есть некое совершенное новое измерение людского бытия введеное искуплением Христовым вообще забыто. Но оно есть. Есть ТРЕТИЙ НАРОД, отличающийся и от иудееев, и от всех народов (языков) – это Вселенская Православная Церковь. Она включает в себя представителей первых двух народов, но преодолевает все различия порожденные грехом. В Ней уже сейчас, а не в эсхатологическом будущем нет ни эллина, ни иудея. В Ней уже сейчас благодать сообщается одинаково и мужчинам и женщинам, так что на высших ступенях их развития они преодолевают разделение даже половое (в монашестве). ДА, сейчас Церковь странница на Земле, но Ее вечная родина все ближе. И если христиане не имеют сердец устремленных на небеса – то они туда и не попадут. После смерти их души, привязанные к земным реальностям будут сбиты в пропасть рукой злобного великана, которого видел святой Антоний.
Когда христианин начинает пытаться совместить свою веру с национализмом, его ждут огромные сложности с Библией.
Сразу же в голову лезут “безродно-уранополитические” высказывания апостола Павла: “нет уже иудея, ни язычника” (Гал.3,28) “нет ни Еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол.3,11). Мысль апостола ясна и понятна. Она не оставляет места для национализма в Церкви.
…для Библии принадлежность к нации – это не нечто необходимое. Есть разные нации, в Библии они называются гоями (языкчниками). Есть иудеи – это народ, разорвавший Завет. и Есть особый третий народ – Церковь, народ Завета. Это нечто совершенно иное, чем все нации Земли. Мы не гои, не язычники, чтобы относится к нациям порожденным Вавилонским проклятием. Мы христиане, нация Иисуса Христа. “род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы” (1Петр.2,9-10).
Мы бывшие русские, бывшие татары, бывшие евреи, бывшие американцы – а ныне дети Бога, народ Святой Троицы, граждане неба. Мы говорим на всех языках, из которых мы вышли, но мы иные. Мы третий народ.И самотождество у нас должно быть не с бывшими своими народами, а с Церковью. Как для обычного язычника бедствие американца более далеко, чем бедствие своего, так и для христианина бедствие христианина ближе, чем бедствие чужого.
Хотя мы молимся обо всем мире, и ради нас мир и существует. Но мы – не граждане мира (почему нельзя быть космополитом). Те народы из которых мы вышли – это наше первое (но далеко не последнее) миссионерское поле. Но по сути – это чужбина. А все сердечные интересы для нас – в Церкви, в этом удивительном странствующем Царстве, чья Родина в небесах. Ее интересы иные, чем интересы любого Царства земного. Они могут совпадать, могут и нет, но тождественными они не будут никогда. Церковь гораздо больше Земли.
В трудах патриотов и националистов часто приходиться слышать обличение тех, кто пытается совместить принадлежность к двум разным народам. Патриоты часто обличают тех, кто имеет двойное гражданство. Так почему же христиане забывают об этом. Мы – всегда христиане, и языками больше не будем никогда. В чине присоединения язычников Церковь молится, “Боже, Ты собрал ИЗ ЯЗЫКОВ, Церковь, народ Свой”.Бог выбрал нас из языков, а мы пытаемся вернуться обратно. Это старое искушение Израиля – “мы будем как все языки”. Да не будет так! Грех это миролюбия, приводящий к вражде против Бога (Иак. 4,4). И следствие это нашего самолюбия (как об этом хорошо сказал Н. Карамзин). Господь лечит эту болезнь Своими наказаниями, чтобы мы не были осуждены с язычниками.
Сщмч. Даниил Сысоев. Зачем Богу народы?