Время появления ассирийцев в Средней Азии
Время первого появления ассирийцев в Средней Азии точно не зафиксировано, хотя в научной литературе считается, что начинается оно с расцвета Ассирии в первой половине I тыс. до н. э., и к ассирийцам относят представителей торгово-культурной части жителей, которые не только несли в Иран и Среднюю Азию элементы культуры Переднего Востока, но и перевели на семитские языки труды философов, врачей, ученых античной Греции.
Один из их центров функционировал в средневековом Хорезме. Основное население ассирийцев было сосредоточено на Кавказе, в Армении, Турции и Иране. Отсюда они выезжали в Среднюю Азию.
Присутствие Мелькитов в районе Ташкента в Центральной Азии засвидетельствовано в VIII веке, и, согласно мусульманскому учёному Аль-Бируни, писавшему в конце X века, в Мерве, по-видимому, был мелькитский митрополит (Sachau 1879: 289).
Даже после опустошения деформируемого Тамерлана (1336—1405) во второй половине четырнадцатого века, мы все ещё слышим [о присутствии] <…> Мелькитских христианских общин в Самарканде (Маркхэму 1859: 171). Таким образом, мы можем проследить присутствие [ассирийских] мелькитских общин в Центральной Азии вплоть до начала пятнадцатого века». Эти факты, как заключает Кен Пэрри, «необходимо включить в [историческую] картину».
Поскольку ассирийцы преследовались турками и иранцами, папские миссионеры пытались склонить их к переходу в католицизм. Однако ассирийцы неоднократно обращались к России с просьбой принять их в православие. В 1863 г. к Иран и Турцию направлялся представитель Синода Софония (назначенный впоследствии главой Туркестанской епархии), который подтвердил желание ассирийцев принять православие, большинство ассирийцев, в т. ч. и Узбекистана, вплоть до настоящего времени придерживаются православной веры.
Современные ассирийцы Узбекистана дисперсно расселились в городах. Заняты преимущественно в интеллектуальной сфере — историки, экономисты, педагоги. Иосиф Сергеевич Шабазов (Шахбазов, 1927 г. р.), учитель физкультуры, приехал в Ташкент по распределению из Тбилиси в 50-е гг. Несколько ассирийских семей проживало в Самарканде. Среди них были преподаватели музыки. Проживающие в сельской местности в основном занимаются садоводством и виноградарством.
Одежда и обычаи ассирийцев — и европейские, и восточные, преимущественно кавказские. Однако часть их придерживается традиции празднования ассирийского Нового года, приходящегося на 1 апреля, для которого у некоторых сохранились элементы простого, но красочного национального костюма. В музыкальной жизни используются традиционные восточные струнные, духовые и ударные инструменты. Очень разнообразна пища, включающая и восточные, и европейские блюда с обилием мяса, рыбы, овощей, приправ и фруктов.
Численность ассирийцов в Узбекистане: 1979 г. — 260 чел.; 1989 г. — 186 чел.
Индивидуальные биографии
Тамара Бабаджановна Саркисова родилась в 1927г. в Саратове. В этом городе осели ее родители. Мать — Хатун Маликова, отец — Бабаджан Саркисов, по национальности ассирийцы, бежали в 1916 г. из Ирана (провинция Урмия) от преследований за веру. К моменту рождения девочки у родителей уже был сын Георгий Маликов. Вскоре родился еще мальчик — Сергей Маликов. В конце 20-х гг. семья переехала в Узбекистан.
С 1932 г. по 1960 г. Тамара Бабаджановна жила в Янгиюле. После окончания средней школы, а затем курсов инструкторов по кройке и шитью при ТуркВО, она ведет уроки труда в школе. В 1960 г. переезжает в Ташкент в связи с замужеством. Муж— Искандеров Сергей Михайлович (отец — азербайджанец, мать — русская) был также православной веры. С 1962 г. и до самой пенсии Тамара Бабаджановна (теперь уже Искандерова) преподавала в школе №27.
В семьях родственников Бабаджановых есть женщины разных национальностей (диаспора ассирийцев в республике была малочисленной, так что выбор невест был более чем скромным) — немка, узбечка, крымская татарка и др., но всех детей третьего поколения по настоянию старших крестили в православной церкви. Более того, в кругу большой семьи всегда отмечались все христианские праздники.
Члены этого рода придерживались и другой традиции своих соплеменников — наследование профессии родителей, старших братьев и сестер. Так, лишь в одной их семье было четверо врачей. В семье их близких родственников Лазаревых три брата — агрономы. Очень распространена профессия учителя.
Сергей Бабаджанович Маликов много лет проработал на Янгиюльском винзаводе в должности главного винодела. Продукция этого завода не раз получала медали на престижных винодельческих ярмарках.
Однако постепенно молодежь от обычаев своих предков начала отходить. Сын С. Б. Маликова — Алик Сергеевич закончил искусствоведческое отделение Ташкентского театрально-художественного института.
«Когда я была еще молода, —вспоминает Тамара Бабаджановна, не утратившая с возрастом былой красоты, — на все торжества обязательно приглашала своих земляков, готовила национальные ассирийские блюда — кету (у армян она сладкая, а у нас должна иметь присоленную начинку), долму и другие вкусности. Соблюдали свои обряды. Но теперь одних уж нет, а другие разъехались по всему свету «.
P.S.: В домашней библиотеке нашей героини вот уже более двадцати лет хранится зачитанная книга К. П. Матвеева «Ассирийцы и ассирийская проблема в новое и новейшее время «, с содержанием которой мне любезно было разрешено ознакомиться. Как выяснилось, это издание имеется и в других семьях ассирийцев, что косвенно подчеркивает их высокое сознание.
___
Использованные материалы:
Л. И. Жукова, Ю. Ф. Буряков. Осурийлар (Этнические меньшинства. Ассирийцы)
Л. И. Жуков. Этнический атлас Узбекистан
«Православные ассирийцы» // https://ru.wikipedia.org/wiki/Православные_ассирийцы