При всей высоте и непостижимости тайны воплощения от Девы Единородного Сына Божия, не трудно понять то, что наименование Богородицы принадлежит Деве, соделавшейся Матерью вочеловечившегося Сына Божия, неотъемлемо и в собственном смысле.
Не трудно понять сие, как скоро припомним и сообразим главнейшие черты учения о Лице вочеловечившегося Бога Слова.
Достаточно припомнить, что
1. Сын Божий и Бог истинный, в Своем вочеловечении, ипостасно соединился с естеством человеческим, и после сего соединения пребывает, как был до воплощения, Лицем неизменно и нераздельно.
2. Такое соединение естеств во Христе, или точнее, воспринятие Сыном Божиим естества человеческого в единство Божеской вечной Ипостаси Своей, последовало в самое мгновение зачатия Сына в утробе Девы, при наитии на Нее Духа Святого.
3. Следовательно, Родившийся от Св. Девы и в самом зачатии был, как и по рождении есть – Богочеловек, – с воспринятым человечеством Бог и Сын Богу Отцу естественный, а не усыновленный.
4. Потому, говоря о рождении Богочеловека Иисуса Христа, собственно утверждаем, что родился от Девы Марии Бог воплотившийся, и отвергаем, как не сообразную с существом таинства, ту мысль, будто родился от Нее только человек Иисус, соделавшийся Богом.
Какое же, посему, прилично и в собственном смысле принадлежит наименование той Матери Деве, от Которой родился Иисус Христос – Сам Бог воплотившийся, а не простой человек Иисус, Богом сделавшийся? Очевиден ответ: Она есть собственно Богородица и называется сим именем в собственном смысле.
Затруднение, какое неправомыслящим представляется, в наименовании Св. Девы Богородицею, вовсе неотвратимым, – затруднение – согласить с сим наименованием понятие о Божестве, не терпящем изменения, безначальном и вечном, исчезает при одной верной мысли о непреложном соединении естеств Божеского и человеческого в Лице Иисуса Христа.
Именуем Св. Деву в собственном смысле Богородицею не потому, будто от Нее родился Господь и Спаситель наш Своим Божеством; – и кто подумает, будто естество Божеское вечное, никогда не изменяющееся, может рождено быть от Девы? – а потому, что Бог Слово и Господь наш родился от Нее по Своему человеческому естеству. Но известно, что человеческое естество Господа и Бога нашего Иисуса Христа, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем Божеством Его, – соделалось собственным Божескому Лицу Его, так что уже и все состояния, свойственные человеческому естеству, становятся собственными Божескому Лицу Его. Потому и состояние зачатия Его во утробе Девы и, по прошествии определенного времени чревоношения, рождение, равно как младенчество, возрастание и другие состояния и действия человеческие принадлежат собственно Тому, Кто есть истинный Бог, истинно явившийся во плоти. Следовательно, хотя Сын Божий заимствовал от Св. Девы не Божеское естество, а воспринятое Им в единство Своей Божеской Ипостаси человеческое естество; но, как родившая Бога во плоти, Она собственно есть Богородица, и называется сим именем в собственном смысле, без всякой несообразности с понятиями о Божестве.
Так учит св. Церковь в кратком ответе на вопросы «В каком разуме Св. Дева Мария наречена Богородицею?»
«Хотя Иисус Христос родился от Нея не по Божеству Своему, Которое вечно, а по человечеству; но Она достойно наречена Богородицею в том разуме, что Родившийся от Нее в самом рождении от Нее был, как и всегда есть, не простой человек, но вместе и истинный Бог» (Простр. Катих. Греко-Росс. Цер. Изъясн. Симв. член. 3.).
«Святую Деву мы (как сказано в другом изложении Веры) называем Богородицею в собственном и истинном смысле. Так как Родившийся от Нее есть истинный Бог, то и Родившая Бога истинного, из Нее воплотившегося, есть истинная Богородица. Мы говорим, что от Нее родился Бог, не потому, чтобы Божество Слова получило от Нее начало бытия, но потому, что само Слово Божие, прежде век не во времени от Отца родившееся и безначально и вечно со Отцем и Духом пребывающее, в последние дни – для нашего спасения – вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, – и не просто Бога, но Бога во плоти» ( Точн. Изл. Правосл. Вер. Kн. 3. гл. 12. стр. 167).
«Несторий дерзнул назвать Богоносцем Родившегося от Девы. Но да не будет, чтобы мы называли, или даже в мыслях своих представляли Его Богоносцем; напротив, исповедуем Его Богом воплотившимся. Ибо само Слово стало плотию, зачато от Девы, и изшел из Нее Бог с воспринятым естеством человеческим, которое, при самом приведении его в бытие, обожено было Словом, так что три сии – восприятие, зачатие и обожение человечества Словом – совершились в одно время. Потому и Св. Дева почитается и именуется Богородицею не только ради естества Слова, но и ради обожения человеческого естества, так как чудодейственно было и принятие во чрево и зачатие: Слова принятие, а плоти зачатие – силою того же Слова. При чем сама Богоматерь сверхъестественно послужила к тому, чтобы соделался тварью Создатель и вочеловечился Бог и Творец всего, обожающий принятое им естество; так что соединенные естества, т.е. не Божеское только, но и человеческое естество во Христе – то, которое выше нас, и то, которое подобно нам, сохраняется в соединении такими же, какими вошли в соединение» (Там же стр. 170).